Завтра, 28 августа, последнее воскресенье лета, День шахтера…
Мы вчера обсуждали с моими братьями – родным и двоюродными – сможет ли Донецк, Луганск и другие города Донбасса отметить этот праздник??
Сомневаемся все вместе. Не дадут просто. Будут обстреливать особенно сильно. Ну а вдруг…
В нашей семье многие были связаны с этой профессией. Дядя нашего папы был главным инженером на одной из шахт Луганской (тогда Ворошиловоградской) области.
Наша бабушка после войны работала какое-то время в шахтерской столовой.
Наша тетя всю жизнь проработала экономистом на автобазе, которая частично обслуживала и шахты.
Наш папа начинал свою трудовую деятельность в далеком 1952 г на той же автобазе и потом после окончания учебы в Новочеркассом геолого-разведочном техникуме проходил практику в геологоразведочной партии, которая тоже была связана с поисками месторождений угля.
Мы всегда отмечали последнее воскресенье августа. Наши дорогие родители считали труд шахтеров самым тяжелым и самым достойным.
Папа в свое время болел только за две футбольные команды – «Заря» Ворошиловград и «Шахтер» Донецк.
Однажды в Ясиноватой на местном футбольном поле мы с ним смотрели дружескую игру запасных игроков «Шахтера» и местной команды.
Но в этом рассказе я просто хочу поделиться своими личными чувствами и воспоминаниями о моей Донбассе!
Местный говор. Очень своеобразный и вызывающий у меня сильную ностальгию по ушедшим чудесным дням. Когда моего младшего братишку привозили из Донбасса домой в Ташкент после летних каникул, мы все умилялись, как он начинал говорить именно с донбасским говорком.
И мягкое «г» превращалось в «х» – он так и звал меня – Халка)). Мои братья, двоюродные, живущие в Донбассе, по-прежнему так же говорят и я слушаю их речь с тем же умилением! А еще моего младшего брата, Алешу, всегда стригли по донбасской моде - чубчик впереди!
Я очень люблю Донецк. В те времена, когда мы приезжали туда, он был весь усажен розами. Даже после Ташкента, где эти цветы растут на каждом шагу, количество палисадников с розами удивляло безмерно!
Будучи на летних каникулах в Донбассе, я переезжала от одной бабушки -(Ясиноватая) – до другой – Свердловка Луганской области.
По пути мелькали названия шахтерских городков = Красный луч, Макеевка, Антрацит, Снежное. И везде терриконы, терриконы…
В Краснодон в музей Молодой Гвардии мы с братьями ездили почти в каждый мой приезд в Свердловку.
В 1974 году еще были живы некоторые родные тех замученных мальчиков и девочек.
Непередаваемое тяжелое ощущение! Но и невероятная гордость за наш народ!
И дело не в патриотическом воспитании. Когда вживую видишь свидетельства героизма и мужества тех детей и лютую нечеловеческую жестокость врагов, многие из которых были местными жителями, понимаешь и осознаешь свое отношение к фашизму на всю жизнь!
В дни моего детства и юности в том музее было очень много посетителей, много иностранных делегаций.
Когда в 2006 году мою младшую дочь мой брат повез в музей, он был почти пуст. Другие времена, другое всё, многое забылось. Очень грустно.
Вот из этой хаты наш дедушка, о поисках которого я писала, ушел на фронт.
Во время войны немцы стояли у бабушки в той хатке. И когда мы копали огороды, находили монеты немецкие, гильзы и немецкие пуговицы. Война навсегда оставила свой след на Донбассе.
В мои приезды в Ясиноватую мы с бабушкой Варей ходили гулять в сквере, ходили в лес и возвращались с огромными букетами полевых цветов, с братишкой играли во дворе и качались до изнеможения на больших качелях (Эти качели живы до сих пор!)
У бабушки Вари был определенный распорядок дня, она следила за тем, чтобы я вставала утром рано и хорошо ела. В квартире был большущий деревянный шкаф , заполненный книгами. Ох, сколько я там читала!
А у бабушки Нади в Свердловке мы спали сколько хотели, потом с братьями шли на ставок, вечерами сидели на скамеечках возле заборов и щелками семечки или грызли офигенно вкусную кукурузу!
А когда наступала ночь, мы совершали вылазки в соседние сады за грушами и яблоками, хотя в своем дворе у нас было предостаточно этого добра!
Ну а в конце августа мы с бабушкой и братишкой улетали домой, в Ташкент. И потом весь год ждали того дня, когда снова вернемся в наш Донбасс!
В общем, С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГОЙ ДОНБАСС, С ДНЕМ ШАХТЕРА!