Я, возможно, не говорила, но транспортной логистике я отдала лет 7 своей жизни. И пока что цифра растет.
В нашей стране правовое регулирование грузоперевозок ограничено парой Уставов и десятком Приказов с Постановлениями, написанных по-быстрому на коленке, слизанных с нормативных актов доперестроечных времен и аляповато дополненных пунктами specially for современные реалии. Как к старой избе прилепили пристройку из лдсп и обшили сайдингом в ожидании, когда уже подвезут новые стройматериалы. Я припоминаю только один ФЗ, непосредственно регламентирующий деятельность транспортно-экспедиционных компаний. А так всë как-то вскользь, ненароком. Пара норм оттуда, пункт отсюда. Так, глядишь, и насобирали транспортное законодательство.
В целом, как всегда: все, что не запрещено - разрешено, а потому развлекаемся, как можем.
Знаете, на чем прогорает огромное количество компаний, особенно новых и небольших? Они просто не закладывают в планирование расходы на транспорт и доставку. Потрясающее явление, столь же наивное, сколь распространенное. Почему-то ребята крепко верят, что перевозчик, который ездит на топливе, ремонтирует технику, платит транспортный налог и даже, о боги, иногда кушает и собирает детей в школу, отвезет груз за сотни километров как-нибудь по пути за символическую сумму. Или просто чтобы топливо отбить. Ну конечно, зайки, вы же такие обаяшки.
Потому, яхонтовые мои. Если вы хотите с экономить на доставке, при этом развиваясь и выполняя свои обязательства, послушайте баб Настю немношк:
- намбер ван! Повторюсь, отнеситесь к расходам на транспорт серьезно. Как к счетам за электроэнергию, как к налогам. Помните, что с прибылью можно попрощаться, если ваша продукция не доедет до потребителя. В идеале - создайте группу аналитических таблиц. Вбейте соответствующие расчеты в 1С. Показатели р/кг, р/км, их влияние на маржу позволят вам в любой момент отследить, где приходится переплачивать и оперативно среагировать.
- выясните, сколько стоят запчасти, топливо, установка газового оборудования, ТО. Актуалочку. Так вы будете шарить в ценовой политике.
- подготовьте нормативную базу (типовой договор, шаблон договора-заявки), где учтете все особенности перевозки своего груза, ответственность экспедитора. Тогда вам не придется держать все это в голове в процессе переговоров с транспортными компаниями.
- и важно, очень важно. Не гонитесь вы за одноразовым сотрудничеством, бесконечно набирая разных водителей на рейсы, якобы, увеличивая конкуренцию среди владельцев грузовиков за перевозку своего товара. Поверьте, пара адекватных постоянных перевозчиков в перспективе сэкономят вам больше времени, денег и нервов, чем десяток однодневок. Не говоря уже о рисках и последующих издержках при возникновении негативных сценариев.
Это основные четыре черепахи. Остальное решает характер груза, ваш регион и профессионализм вашего логиста.
О фишках переговоров и о том, почему женщинам с мужчинами договориться проще, расскажу как-нибудь потом😉