Пару недель назад в ленту прилетело грустное сообщение – ушла из жизни одна из моих однокурсниц. Женщина не самой лёгкой судьбы. Проблемы со здоровьем у неё были всегда. Юношеская полнота к тридцати годам превратилась в явно избыточный вес, а роды накануне сорокалетия привели к серьёзному ожирению. Диабет и гипертония – диагнозы, о которых знали все. Также как все знали о паталогической страсти к пирогам, плюшкам и пиву. Главным событием всей её жизни было посещение пивного фестиваля лет пять назад. То ли нарушение обмена веществ привело к нарушениям пищевого поведения, то ли наоборот. Да, в общем-то, какая разница.
У женщины остались сын, выпускник школы, только-только отметивший совершеннолетие и пожилая мама. Собственно, всё обсуждение в беседе бывших однокурсников свелось к организации похорон, финансовой помощи и дальнейшему посильному участию в жизни осиротевшей семьи. Все печальные церемонии прошли, все слова соболезнования произнесены, деньги перечислены. Беседа затихла.
И вдруг вчера понеслось. Откуда ни возьмись, набежали скорбящие дамы. Аж две штуки. Со словами «ах, как неожиданно, ах, как рано, никогда бы не подумали, что такой светлый жизнерадостный энергичный человечек так внезапно ушел из жизни». Ну, и естественно, потребовали подробностей. Где, когда, почему, не злобный ли вирус причиной, а может прививка от него, и прочий бред.
Хорошо воспитанные близкие подруги покойной попытались объяснить, что со здоровьем у той проблемы были очень давно. И ни для кого вроде бы не были секретом. Что энергичной однокурсницу нельзя было назвать даже в институте, а уж после рождения сына – и подавно. Что последние два года пивной алкоголизм вылезал не только огромным животом, но и когнитивными нарушениями. И, что в общем и целом, ничего неожиданного в уходе уже не было. И, что совсем уж не принято говорить вслух, но, может, оно и к лучшему. У бабушки появится возможность потихоньку копить деньги – на пиво и лекарства для несчастной дочери тратиться больше не придется, а пенсия у неё неплохая, здоровье по сравнению с дочерью – крепкое. Сын поступил на бюджет, сможет завести друзей, девушку. В школе-то он был очень тихим и не общительным, стесняясь мамы.
Ну, конечно, воспитанные подруги тут же огребли от опоздавших.
Всё сделали неправильно, вовремя не сообщили, похоронили не так, скорбят мало. И вообще, не скорбят, а поливают грязью светлого человечка, душу компании, лучшую подругу.
Все переругались. А через два часа выяснилось прекрасное – опоздавшие перепутали. Они подумали, что скончалась другая наша однокурсница.
А скончалась эта. Эту – не жалко и не интересно. Беседа закончилась. Без извинений, без соболезнований. Перепутали, прибежали, нагадили и убежали. Взрослые, пожилые в общем-то тётки, которым самим скоро смотреть на свет в конце туннеля.
А у одной из воспитанных– эмоциональный срыв. Поговорила с ней по телефону, вроде бы успокоила.
К чему я это?
- Во-первых, банальная истина – не вступайте в пустые споры «в интернетах».
- Во-вторых, прежде чем соболезновать, уточняйте информацию.
- В-третьих, давайте подпишем петицию за запрет словосочетания «светлый человечек».
И если мои неуважаемые опоздавшие однокурсницы, устроившие неприличную перепалку по скорбному поводу, узнали себя – я не приношу вам извинений за слово «нагадили».