Это тот самый мотоцикл, про который можно 100 раз услышать, но лучше один раз увидеть. Потому что можно не спеша с умным видом эксперта идти вдоль ряда ретро-мотоциклов где-нибудь на фестивале или выставке и всё равно ты невольно остановишься возле него. Потому что это ИЖ 7.109 «Орион».
Двигатель прогресса.
Именно с двигателя всё и началось. Надпись латиницей на нём выдаёт даже поверхностно интересующемуся обывателю, что двигатель японский – четырёхтактный, четырёхклапанный одноцилиндровый XT550 мощностью в 38 л.с.
В 1987 году ижевский завод приобрёл лицензию на передний дисковый тормоз, гидропневматическую вилку и литые колёса, а само главное мотор от японского мотоцикла Yamaha XT 550, который производился в 1982-1983 годах. Японцы стремились создать мотоцикл как можно мощнее, скоростнее, но не тяжелее 180 килограммов. Им это удалось – масса новинки была 145 кг. И сразу же в 1982 году мотоцикл победил в Чемпионате Европы по эндуро. Воодушевлённые победой, японцы ринулись на покорение Дакара, но их гонщик поломался в одной из аварий и на этом спортивные достижения Yamaha XT 550 закончились. Модель производилась всего два года, потому что её быстро сменила более перспективная – XT600Z. Японцы подумали: не пропадать же добру и продали мотор в СССР.
Но что-то пошло не так…
Ижевчане очень старались. Они не хотели построить вокруг японского двигателя копию японского мотоцикла. Разработали свою оригинальную машину. Когда видишь этот мотоцикл вживую в ряду других советских, то невольно остановишься и удивишься, что наш ИЖ мог быть таким (на фото в Интернете «Орион» не производит такого впечатления). Что же пошло не так? Почему завод произвёл в период с 1987 по 1990 годы мотоциклы только для собственного музея и для нескольких коллекционеров?
Официальная версия, которая описана почти во всех источниках, - это некачественное отечественное масло, которое не подходило для единого японского блока мотора с коробкой. Якобы, по этой причине наши инженеры пытались разъединить коробку и мотор, но получилось не очень… Но мне, как человеку, который воспитан лихими 90-ми, очевидно, что не в масле дело. Во всей нашей стране что-то пошло не так…
Почему мотоциклы ИЖ «Орион» все такие разные?
Если вы полистаете Интернет, то заметите, что вроде бы один и тот же мотоцикл выглядит по-разному. Это объясняется двумя причинами. Экспериментальная модель постоянно дорабатывалсь, доделывалась, доводилась, поэтому в некоторых деталях есть отличия. Во-вторых, «Орион» должен был произвести некоторую революцию в производстве мотоциклов на Ижмаше. Модель должна была стать модульной, то есть, меняя некоторые агрегаты, на основе одной модели создавались бы, например, дородная версия и эндуро.
P.S. Если вам понравилась статья, то предлагаю прочитать и предыдущие.
Мотоциклы, которые могли бы быть. Часть 3.
Мотоциклы, которые могли бы быть. Часть 2.
Мотоциклы, которые могли бы быть. Часть 1.