Найти тему
АвтоДром в Йошкар-Оле

ИЖ «Орион». Мотоциклы, которые могли бы быть. Часть 4.

Оглавление

Это тот самый мотоцикл, про который можно 100 раз услышать, но лучше один раз увидеть. Потому что можно не спеша с умным видом эксперта идти вдоль ряда ретро-мотоциклов где-нибудь на фестивале или выставке и всё равно ты невольно остановишься возле него. Потому что это ИЖ 7.109 «Орион».

Двигатель прогресса.

Именно с двигателя всё и началось. Надпись латиницей на нём выдаёт даже поверхностно интересующемуся обывателю, что двигатель японский – четырёхтактный, четырёхклапанный одноцилиндровый XT550 мощностью в 38 л.с.

В 1987 году ижевский завод приобрёл лицензию на передний дисковый тормоз, гидропневматическую вилку и литые колёса, а само главное мотор от японского мотоцикла Yamaha XT 550, который производился в 1982-1983 годах. Японцы стремились создать мотоцикл как можно мощнее, скоростнее, но не тяжелее 180 килограммов. Им это удалось – масса новинки была 145 кг. И сразу же в 1982 году мотоцикл победил в Чемпионате Европы по эндуро. Воодушевлённые победой, японцы ринулись на покорение Дакара, но их гонщик поломался в одной из аварий и на этом спортивные достижения Yamaha XT 550 закончились. Модель производилась всего два года, потому что её быстро сменила более перспективная – XT600Z. Японцы подумали: не пропадать же добру и продали мотор в СССР.

Но что-то пошло не так…

Ижевчане очень старались. Они не хотели построить вокруг японского двигателя копию японского мотоцикла. Разработали свою оригинальную машину. Когда видишь этот мотоцикл вживую в ряду других советских, то невольно остановишься и удивишься, что наш ИЖ мог быть таким (на фото в Интернете «Орион» не производит такого впечатления). Что же пошло не так? Почему завод произвёл в период с 1987 по 1990 годы мотоциклы только для собственного музея и для нескольких коллекционеров?

Официальная версия, которая описана почти во всех источниках, - это некачественное отечественное масло, которое не подходило для единого японского блока мотора с коробкой. Якобы, по этой причине наши инженеры пытались разъединить коробку и мотор, но получилось не очень… Но мне, как человеку, который воспитан лихими 90-ми, очевидно, что не в масле дело. Во всей нашей стране что-то пошло не так…

Почему мотоциклы ИЖ «Орион» все такие разные?

Если вы полистаете Интернет, то заметите, что вроде бы один и тот же мотоцикл выглядит по-разному. Это объясняется двумя причинами. Экспериментальная модель постоянно дорабатывалсь, доделывалась, доводилась, поэтому в некоторых деталях есть отличия. Во-вторых, «Орион» должен был произвести некоторую революцию в производстве мотоциклов на Ижмаше. Модель должна была стать модульной, то есть, меняя некоторые агрегаты, на основе одной модели создавались бы, например, дородная версия и эндуро.

P.S. Если вам понравилась статья, то предлагаю прочитать и предыдущие.

Мотоциклы, которые могли бы быть. Часть 3.

Мотоциклы, которые могли бы быть. Часть 2.

Мотоциклы, которые могли бы быть. Часть 1.