Всем здравствуйте. Ух, какие же это все-таки ззззубастые и стррррашные названия диагнозов, да еще так похожи между собой, что родители часто путаются, что есть что. В этой статье разложим все по полочкам и выделим отличия каждого диагноза. Поехали👍
🤫ЗРР - задержка речевого развития. Диагноз ставится до 3 лет и предполагает, что у ребенка на главный фон выходит именно речь, как основная проблема. Интеллект в норме ( логика, память, мышление, внимание без нарушений), физическое развитие приближено к норме. И здесь важно распознать, какая именно это задержка речи, вот этому вопросу будет посвящена отдельная статья.
😕ЗПР- задержка психического развития. Здесь на первое место выходит именно психика и когнитивные способности малыша, такие как память, внимание, логика, мышление, эмоционально-волевая сфера, умение управлять своими эмоциями и желаниями, контроль за поведением. Речь, как правило, находится на том же уровне, что и психическое развитие ( напомню, если ребенку 4 года, а он развит максимум на 3, то и речь его соответствует возрастной отметке- 3 года). Обычно оба этих элемента идут параллельно, и речь и психика, то есть отстают равномерно. ЗПР ставится к 5 годам, в отличие от ЗРР. И коррекция здесь нацелена на повышение любознательности, активное повышение интеллектуальных способностей.
🤫+😕 3. ЗПРР- а вот это уже набор из первого и второго диагнозов, где у ребенка отмечаются проблемы как с речью, так и нарушением когнитивных способностей. Данный диагноз могут поставить с 3 лет. Обязательное обследование у невролога с целью убрать из поля зрения такие диагнозы, как аутизм, алалия и др.более серьезные нарушения.
Ребенок страдает отсутствием концентрации внимания, не может запомнить действия по инструкции, с трудом выполняет задания на сортировку или на работу с геометртческими фигурами, цветом, может иметь сложности в самообслуживании ( что характерно и для ЗПР), когда отказывается идти на горшок, есть ложкой, одеваться самостоятельно и т.д. Все это сопровождается бурными истериками. В данном случае коррекционный маршрут будет состоять из нескольких направлений: развитие крупной и мелкой моторики ( может понадобиться нейропсихолог), логопед будет добиваться важной цели- чтобы ребенок научился слышать и понимать значение слов, стремиться повторять за взрослым и активно участвовать в диалоге, давать знать, что он хочет путем слов, а не жестов, третий специалист, конечно же, невролог, который будет следить за динамикой развития и устранения нарушений.
Знаете, на мой взгляд, ЗПР можно было бы смело убрать и оставить ЗРР и ЗПРР. Объясню свою точку зрения: при задержке психического развития в большей степени страдает память, логика и т д., однако и речь не развивается как положено, она на уровни ниже, чем должна быть согласно возрасту ребенка. Мы работаем и над ней тоже, В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ. Не бывает такого, что ребенок прекрасно говорит, но все остальное требует срочной помощи. В организме все взаимосвязано, мозг-единая система, как многоквартирный дом, если в одной из квартир пожар, все жители выбегают на улицу в целях безопасности, забирая самое нужное. Так и здесь, страдает психика= отстает речь=отстает физика ( моторные движения). ЗПРР как раз и является обобщающим диагнозом, где четко прописано, что у ребенка нарушена речь+ интеллектуальная сфера, так зачем тогда все-таки еще третий лишний диагноз, который действительно только лишь путает всех специалистов и родителей🤷♀️ Ну, это, опять же, мое личное мнение, так что задача была объяснить разницу между диагнозами "ЗРР", "ЗПР" и "ЗПРР". Надеюсь, что путаницы теперь не будет.
В следующих статьях разбираемся с ЗРР, видами, причинами и главное- способами коррекции.