Найти в Дзене
Natali_Sim

ДЖОН ГОЛСУОРСИ И ФОРСАЙТЫ

Джон Голсуорси

//It was as if a swan had sung – Словно лебедь пропел свою песню (J.G.)//

//Из таинства мы приходим, и в таинство возвращаемся ... бесконечный мир — это всё, что мне дано» (J.G).//

Джон Голсуорси – один из моих особенно любимых писателей. «Сага о Форсайтах» впервые прочитала школьницей. Перевод был блестящий (Р. Райт, А.Кривцова под ред. М. Лорие).

Потом повезло читать на English. Не устаревает книга. О человеческих чувствах он пишет и откровенно, и целомудренно, как может писать только истинный англичанин. СоФ для меня ближе, чем ВиМ, хотя ВиМ люблю.

СоФ - монументальная семейная сага. Расцвет, процветание, загнивание и умирание состоятельной буржуазной семьи на фоне Викторианской эпохи (правление королевы Виктории 1837- 1903). Это лучшее произведение ДГ, и лучше всего об этом сказал сам писатель. Он назвал его «своим паспортом к берегам вечности». И это точно. Рассказывая о семье Форсайтов (с 1886 до первых десятилетий XX в.), ДГ дает представление о типичных чертах буржуазии этого времени – форсайтах, форсайтизме. Главное для них собственничество. Собственность и здравый смысл (sane sense). Всё имеет свою цену, всё можно купить. И красоту тоже можно купить – для них нет вопроса. Да нет – осечка получается. Не купить красоту. Можно только любоваться. Но и это опасно – с ума можно сойти. Жизнь расплатилась с ними, показав им красоту, которую нельзя присвоить за деньги. Дав им любовь, которую купить нельзя. Они терпят крах в своем собственничестве. Но тот из них, кто познает любовь, становится человеком

Из «СоФ» я узнавала самые важные вещи в жизни. Что такое любовь и страсть, ревность, преданность, невосполнимые потери и безмерная боль. Волшебная книга.

Сага - книга о страсти, которая остается неизменной в человеке. Главный персонаж Сомс – собственник. И вся критика против него. А всё мое сочувствие было на его стороне. Я видела человека сильной страсти, страдающего от отсутствия любви. Жена его, холодная красавица Ирэн, чужда мне. Она хоть и не Форсайт по крови, но собственница, на сына своего, например. Я, конечно, пристрастна, но не люблю её. Моя любимая героиня – дочка Сомса Флёр Форсайт. Тоже собственница и эгоцентристка, но она живая и очаровательна во всём.

« How happy could I be either, were t’other dear charmer away» - Как счастлив мог бы я быть с любой, когда б не мешала другая!» Эта старая английская песня звучала в ушах Джона (и в душе) после встречи со своей первой любовью, с Флёр.

Я даже Быкову задавала вопрос: может, со мной что не так, но всё моё сочувствие на стороне Сомса, Флёр, ну и, конечно, Майкла.

Дмитрий Львович сказал: «Наташа, я вас хочу утешить. С вами всё так…»

ДЛ назвал Голсуорси писателем нормы, который показал нормального человека с естественными чувствами и желаниями. Показал, что природные инстинкты – это часто не плохо, а нормально, и чувство собственности – это не порок. По мнению Быкова, симпатичный мне Сомс – самый живой человек в романе, страдающий и любящий. Раньше критика рассматривала его только как злодея, собственника и пр. По аналогии с толстовским Карениным. Потом разглядели, что это любящий, страстный человек, страдающий от отсутствия любви.

А Майкл Монт, слишком замечательный, понимающий. В жизни, наверное, и не бывает таких. Нет, бывают, но редко. О чём он думает в самые драматичные минуты своей жизни, когда «власть ночи сдавила ему горло»: «О, чёрт! Как красиво, изумительно! Дышат в этом мраке столько же миллионов существ, сколько звёзд на небе, все живут и все разные! Что за мир! Какая работа вечного начала! < > Кто остановит это движение, кто захотел бы его остановить? <…> Иметь и сохранить – да разве это бывает!»

А в третьей книге «End chapter» показана аристократическая семья, обедневшая, но сохранившая в себе все самые высокие человеческие чувства – любовь, привязанность, благородство, человечность, преданность и верность. А проблема здесь поставлена острая. Поэт Уилфрид Дезерт попадает в плен к фанатикам арабам. И он принимает ислам под угрозой смерти. Он атеист и не верит ни в какого бога, и он совсем не трус. Он был героем на войне. Он боевой летчик, храбрый, честный, благородный, не способный на подлость и измену. И он не желал жертвовать жизнью ради предрассудков. От него отвернулось общество, он становится изгоем. Семья невесты Динни, понимает нелепость этой жертвы, но примириться с этим не может. Ведь это старая, добрая Англия, которая держится на традициях, устоях и принципах. Тут даже не встаёт исконный русский вопрос: что делать? Тут это даже не обсуждается – это предательство, трусость отрекаться от веры отцов, хотя у тебя никакой веры нет

В 1932 Голсуорси была присуждена Нобелевская премия за искусство повествования. Он не был на присуждении – опухоль мозга, и меньше чем через два месяца умер.

После смерти Голсуорси общество английских писателей просило о погребении его праха в Уголке Поэтов Вестминстерского аббатства, где покоятся литературные знаменитости. Настоятель аббатства не счел возможным поддержать это ходатайство — ведь великий Голсуорси был противник религии. Нет у меня слов на это. И тогда было исполнено пожелание Джона Голсуорси, высказанное им в стихотворении "Развейте мой прах!" — на вершине холма, вдали от проезжей дороги, был развеян прах моего любимого писателя Джона Голсуорси… Это было его желание:

Развейте мой прах!

Гнить не хочу в могиле,

Когда придет мой черёд.

Прах мой, как горстку пыли,

Пусть ветер себе берёт!

Развейте мой прах!