Найти в Дзене

Крошка сын к отцу пришел...

Поразительно, как то, что мы услышали когда-то в детстве, потом выходит на поверхность в последующей жизни. Когда-то бабушка говорила мне, что наша страна никогда ни на кого не нападала первой. Кажется, я усомнился в этом только в старших классах школы, обнаружив однажды на уроке истории уж слишком явное противоречие привычной версии. А ещё - мы никогда не терпели поражения в войне. Даже несмотря на крымскую, японскую, первую мировую… Понимание того, что первая мировая война закончилась капитуляцией, вообще появилось уже во взрослом возрасте, когда были осмыслены и окончательно упали шаблоны советского воспитания. На днях увидел в чем-то блоге: "Подлецы могут говорить, что мы напали первыми…" Ну что вы, нет, конечно. Наша страна ведь никогда не нападает первой, правда? И это всегда наша страна, одна и та же. Не важно, кто в ней управляет государством и как он это делает. Вот, вспомнилось: в детстве читал очень старую, может, даже довоенную книжку о войне с "белополяками". Почему они им

Поразительно, как то, что мы услышали когда-то в детстве, потом выходит на поверхность в последующей жизни.

Когда-то бабушка говорила мне, что наша страна никогда ни на кого не нападала первой. Кажется, я усомнился в этом только в старших классах школы, обнаружив однажды на уроке истории уж слишком явное противоречие привычной версии. А ещё - мы никогда не терпели поражения в войне.

Даже несмотря на крымскую, японскую, первую мировую… Понимание того, что первая мировая война закончилась капитуляцией, вообще появилось уже во взрослом возрасте, когда были осмыслены и окончательно упали шаблоны советского воспитания.

На днях увидел в чем-то блоге: "Подлецы могут говорить, что мы напали первыми…" Ну что вы, нет, конечно. Наша страна ведь никогда не нападает первой, правда? И это всегда наша страна, одна и та же. Не важно, кто в ней управляет государством и как он это делает.

Вот, вспомнилось: в детстве читал очень старую, может, даже довоенную книжку о войне с "белополяками". Почему они именно БЕЛОполяки, вопроса не возникало: белый - это просто плохой. Белополяки были плохими; а ещё плохими были белофинны. На рисунках в книге представали неуклюжие солдаты в фуражках, отдаленно напоминавших головные уборы американских полицейских.

Конечно, мы победили белополяков - МЫ же всегда побеждаем.

Название романа Булгакова "Белая гвардия" долгое время резало глаз. Ведь белые - это плохие, а персонажи тем не менее явно положительные, как же так?

Вот ещё из детской убеждённости: наша страна - передовая. Самая передовая. В науке, в литературе, в промышленности. В устройстве общества, конечно же. Ну да, вообще-то было семьдесят лет не самого приятного социального эксперимента, ну да, тоталитаризм… но я чётко помню настроение конца восьмидесятых: у нас было самое передовое общество, а теперь оно станет вообще САМЫМ-САМЫМ передовым! Впитав все достижения западного капитализма, который мы, по совести говоря, по честному, в общем-то обогнали, просто при этом как-то не повезло… Не сохранили ленинское завещание. И забыли принципы построения социализма. Но - у нас великая культура, и мысль, что нашим людям стоило бы чему-то научиться, вызывала смех и отторжение.

Потому что мы - лучшие. Ни на кого не нападаем первыми и никогда не проигрываем в войнах.

А ещё у нас был Александр Невский. Это тоже из детства: книга Яна "Юность полководца". Был слабый, нерешительный брат Андрей, который все время куда-то с плачем убегал, и сильный мужественный Александр.

Я знаю людей, для которых мысль, что битва на Чудском озере представляла собой лишь стычку во время набега - да-да, набега ради грабежа - непредставима… Потому что это Александр Невский. Он ведь святой и благоверный, правда?

А еще его обожали новгородцы. Он ведь их все время спасал.

Ах да… Церковь и секты.

Секты - это очень плохо. В них заманивают.

Церковь? Это тоже было очень плохо… но как-то чуточку лучше. Ну то есть в церковь тоже заманивали, но то ли не так активно, то ли с теми, кого заманили, происходили вещи не настолько страшные. Во всяком случае, когда пришла перестройка и “ходить в церковь” стало не только безопасно, но и одобряемо - моя бабушка оказалась убежденной православной. И стала увлеченно креститься и “ходить” ровно в ту церковь, мимо которой раньше тянула меня за руку, потому что туда могут “заманить”.

Как-то, работая на “Скорой”, наблюдал сценку: приемный покой больницы, посетительница расспрашивает медсестру об условиях содержания. Та с увлечением ей рассказывает, что за больными ухаживают волонтеры - баптисты из соседней общины.

  • БАПТИСТЫ?!! - округляются глаза у дамы.

Баптисты - это плохо. Это секта, а в секту заманивают.

И отбирают квартиры, как мы узнали позже.

Собственно, зачем я все это написал... Наверное, от затаенной обиды. В молодости кажется, что с каждым человеком можно договориться, и если кто-то чего-то не понимает - объяснить.

Увы. Постепенно приходит понимание, что не все так просто.