Макс Рейнхардт по праву считается одним из первых режиссеров в том понимании, которое сложилось в XX веке.
Максимилиан Гольдман (как по-настоящему звали этого австрийского еврея) начал свой творческий путь в качестве актёра, работая сначала в любительских, а затем в профессиональных театрах. Наконец, он попал к Отто Браму – видному представителю драматического натурализма. У него Рейнхардт исполнял характерные роли стариков, шутов и т.п.
В речи со сцены кабаре, где происходила его первая постановка, он продекламировал свои представления о будущем театра. Среди прочего Рейнхардт говорил и о, так сказать, экономической программе: о трех театрах в первом, большом, будет ставиться классика, во втором, малом, для современного искусства, а также монументальной площадке доступной для всех.
Итак, 1902 году на основе кабаре возник «Малый театр», где сначала ставится фантастическая «Саломея» Уайльда (с объемным куполом неба, затемненной сценой казни и светящейся головой Крестителя).
Через год он прославился с постановкой Горького, что, в прочем, ещё было результатом коллективного труда, а если точнее – совместной работы с Рихардом Валлентином (Рейнхардту также досталась роль Луки), вкупе с серьезным подходом к подготовке – всё это послужило дальнейшему значительной популярности. Эта удача дала стимул организовать «Новый театр», для классики и современного искусства.
Этому знаменосному событию предшествовала постановка "Ein Sommernachtstraum" - поэтический спектакль по Шекспиру, пользовавшийся популярностью много лет. «Поворотная сцена» (Drehbühne) как модель организации сценического пространства здесь сделалась функционально-художественным центром, что было продиктовано желанием Рейнхардта фактически избавиться от траты времени на перестановки за закрытым занавесом.
Ученик натуралиста Отто Брама, Рейнхардт преувеличивает натурализм до такой степени, что полностью лишает его естественности и делает его театральным приемом. Он создает добротную труппу, куда входили знаменитости (В. Краус, Э. Яннингс).
В начале десятых Рейнхардт поставил пантомиму "Су-мурун" (по "Тысяча и одной ночи"), где режиссер работает на тотальность, где применяются все возможные конкурирующие средства сценического выражения. Он говорил: «Каждый шаг актера что-то выражает, каждое изменение пространства излучает символическую силу». Актер для него лишь одно из выразительных средств.
Именно он впервые среди режиссеров Германии создает образ толпы - стихии. Как в «Царе Эдипе» в обработке Гуго Гофмансталя в 1910 году. Тогда в цирке Шумана масса статистов работала всё сценическое действие, создавая образ мирового хаоса. По мнению Т.И. Бачелис, в спектакле больное человечество, толпа, ищет и находит «виновного», но главный персонаж, все же, остается в стороне от этой бурящей массы.
Среди постановок Рейнхардта и совсем другие эксперименты с доступностью: средневековая мистерия «Каждый человек», постановка «миракля» «Чудо» по мотивам драмы М. Метерлинка, где также есть дающий надежду почти религиозный финал.
Также Рейнхардту (совместно с по-дружески относившимися к нему с композитором Р. Штраусом и Г. Гофмансталем) принадлежала мысль о создании театрально-музыкального фестиваля в Зальцбурге, который существует до сих пор.
Его постановки нельзя причислить к определенному художественному направлению. Он работал в импрессионистской и экспрессионистской эстетике, в эстетике модерна, иногда перемешивая стили, иногда отдавая предпочтение одному направлению, а иногда другому. Рейнхардт ставит задачу создания «синтетического» театра, где включает в работу все возможные выразительные средства сцены. «Для каждой отдельной фазы было прописано настроение и ритм. Были подробные указания к технике, декорации, музыке и освещению, мимике и жестикуляции, речевому выражению и выражению движения, позам и темпу; режиссерские тетради Рейнхардта показывают, как он композиционно распределял все элементы театра, чтобы заставить множество отдельных частей и действий объединиться в единой настроенческой и образной взаимосвязи».
В 1920-е годы Рейнхардт продолжает активно работать и не просто в нескольких театрах, а в нескольких странах (1923-1927). Его стали называть «режиссером-дельцом», который строго следит за доходностью и забирает организации часть сверхгонораров актеров-"звезд".
Из-за нацистов Рейнхардт теряет всё свое немецкое имущество и окончательно перебирается в Австрию и преподает «актерский и режиссерский семинар» вплоть до оккупации. После этого он перебирается в США, где основывает свою театральную школу и даже пробует себя в качестве режиссера звукового фильма по мотивам его знаменитейшей постановки «Сон в летнюю ночь».
Однако в Новом Свете он остается в значительной мере непонятым автором, видимо из-за разницы культур и языков. В 1943 году Макс Рейнхардт умирает в Нью-Йорке от инсульта.
P.S. Текст написан в 2019 году.
#германия #австрия #театр #искусство #староефото #открытка #режиссер