Найти тему
Валентина Шерер

"Если долго мучиться"...надо бежать без оглядки...

Оглавление

Говорят, что рожденные в мае всю жизнь маются… Правильно говорят…

Маяться мальчишка начал в раннем детстве, когда умер отец и враз не стало у мамки денег не то что на пряники и конфеты… Какие конфеты в маленьком рабочем поселке Нижняя Тавда, что лежит среди уральской тайги…

Родился в 34 году, а в школу пошел уже в войну… Денег у мамки не было даже на новые штаны, чтобы в школу идти…

Про обувку и говорить смешно… Сроду еще новых ботинок у Валерки не было…

А когда исполнилось ему десять лет, стало совсем плохо… Похоронили мамку и остались вдвоем с сестрой…

Как выжили, чем кормились, во что одевались… Не хотелось про это даже вспоминать, но семь классов поселковой школы Валерка закончил!

Можно и на работу пойти, можно и в город податься… Сестра к тому времени замуж вышла, совсем молоденькая была, а брата не бросила: что сама ела, с ним делилась…

В ГОСТЯХ У СЕСТРЫ... МНОГО ЛЕТ СПУСТЯ...
В ГОСТЯХ У СЕСТРЫ... МНОГО ЛЕТ СПУСТЯ...

Пусть ел не досыта, но рос Валерка жилистым, сильным, а уж упрямства в нем было или упорства (как хотите, называйте!) столько, что учителя просто диву давались…

Говорили, что надо учиться… А как учиться, если кушать хочется…

На Урале ребятишки с детства слышат: «Сколь потопаешь – столь полопаешь!»

Вот и приловчились мальчишки рыбу ловить, из леса грибы ягоды таскать, а по осени «шишкарить» - кедровые шишки с деревьев сбивать, шелушить да в контору сдавать. Неплохую деньгу можно было в сезон заработать…

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА... ВОТ ТАК И ЛАЗАЛИ НА ВЫСОЧЕННЫЕ КЕДРЫ...
ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА... ВОТ ТАК И ЛАЗАЛИ НА ВЫСОЧЕННЫЕ КЕДРЫ...

Кедры высоченные, но Валерка умел на них так ловко лазать, как белка, а там на самой верхотуре ремешком зацепится и деревянной колотушкой лупит по стволу…

Случалось, что и падали мальчишки, обдираясь о сучья, а потом тащили их на закорках в поселок…

Валерка ловкий, всегда благополучно с дерева слезал, а потом тащил свой мешок с орехами в контору… Сильный был не по годам, а так и не скажешь…

Сестре даже помогать стал. У нее уже свои ребятишки народились…

А тут и армия! Почему «в моряки попросился», сам не знает! То ли форма матросская прельстила, то ли желание увидать моря - океаны…

А еще хотелось подольше домой не возвращаться… К чему там возвращаться? Кому он там нужен?
И началась у Валерки новая жизнь! В армии и на флоте обращаются по фамилии, а фамилия у него почти морская: Перевозчиков!

Пять лет прослужил во флоте, мог бы и остаться насовсем или перейти служить в торговый флот…

ВОТ ТАКОЙ БРАВЫЙ МОРЯК...
ВОТ ТАКОЙ БРАВЫЙ МОРЯК...

Но вдруг нестерпимо захотелось домой, на Урал… Даже стихотворение по радио поймал и одну строчку запомнил: «Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал!»

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА  УРАЛЬСКИЙ ПЕЙЗАЖ
ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА УРАЛЬСКИЙ ПЕЙЗАЖ

И правда, видеть стал во сне свой поселок, тайгу непролазную…

Теперь Валерия бы никто из старых знакомых не узнал!

Вы ведь знаете, что моряки во все времена были большими франтами и чистюлями…

Чтобы форменные брюки стрелку держали, острую и ровную, их с изнанки мылом натирали, потом утюжили через тряпочку, а на ночь клали под матрац.

Стрелки на брюках были такие, что порезаться можно, того и гляди… а форменка? Отстиранная и отглаженная!

Ремень с бляхой сияет, бескозырка набекрень, чуб уложен по самой модной моде и маленькие усики!

Картинка, а не морячок!

Съездил к сестре, к матери на могилку сходили, и подался Валерий в город Свердловск - это был областной центр, город промышленный, шумный и совсем не гостеприимный…

Пришел Валерий в физкультурный техникум. Со службы у него целая пачка грамот была за победы в разных спортивных состязаниях, характеристика «положительная», в общем, техникуму сильно повезло, что не мальчишка – вчерашний школьник, а взрослый, уверенный в своих силах, умелый и практичный студент у них появился.

Валерий никогда не суетился, лишних слов не говорил, но все, что делал, получалось толково и основательно!

Техникум готовил учителей физкультуры для школ и тренеров для спортивных секций.

СВЕРДЛОВСК В ПЯТИДЕСЯТЫЕ... ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА
СВЕРДЛОВСК В ПЯТИДЕСЯТЫЕ... ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА

Учились там и девушки, все, как на подбор, рослые, широкоплечие, громкоголосые и… чего уж тут скрывать? Грубоватые! Они не стеснялись и словечком матерным щегольнуть, и ночью в общежитии к парням в комнату заглянуть…

«Свои в доску», - так о них говорили однокурсники.

А еще у девчат всегда водилась какая-то еда, чего-то они там «варганили» на общей кухне, и на запах жареной картошки парни охотно к ним захаживали.

Конечно, выпивка была под запретом! Спортсмены же… Физкультурники… Но в ходу была такая дежурная шутка: «Спортсмены не пьют… из мелкой посуды!»

Да и где бы им взять эту самую мелкую посуду? В столовой, кроме граненых стаканов, взять было нечего. Из них и пили.

Немного, нечасто, но пили, а девушки не отставали!

Техникум был хороший: студентам выдавали и спортивные костюмы, и спортивную обувь, но ведь зимой по городу в кедах резиновых не побежишь…

Студентов обеспечивали трехразовым питанием, без изысков кормили, но сытно, почти как в армии…

НА СОРЕВНОВАНИЯХ ИЛИ НА СБОРАХ... ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА
НА СОРЕВНОВАНИЯХ ИЛИ НА СБОРАХ... ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА

В матросской форме по городу ходить не будешь…

Подрабатывать пришлось, мешки таскать, ящики грузить, снег с крыш сбрасывать - да мало ли физической работы, которая сильному и практичному человеку поможет пережить суровые времена?

Валерий никакой работы не боялся… Бывало, всю ночь вагон разгружает. А утром «как огурец»: умытый, побритый, наглаженный…
Девушки на него засматривались… Да и он девушек вниманием не обходил.

Свердловск – город большой! не зря его столицей Урала величали, много в городе институтов, театров и даже Оперный театр…

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА СВЕРДЛОВСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР
ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА СВЕРДЛОВСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР

На центральных улицах вечером такие девушки гуляли - глаза сломаешь! Нравились Валерию девушки нежные, воспитанные, от которых пахло духами и свежестью. Ему казалось, что и подойти к таким страшно – не его это поля ягоды…

А потом его «присмотрела» одна бойкая старшекурсница. Девушка пользовалась среди студентов большим уважением!

Кулак у нее был тяжелый – засветит промеж глаз, мало не покажется. В лыжной гонке всех обойдет, в тире все мишени выбьет… Было у нее прозвище среди студентов, потом оно за ней каким-то таинственным способом перекочует и к новому месту жительства!

Чего больше было в этом прозвище: Восхищения или насмешки, трудно сказать. Сама девушка прозвищем даже гордилась! И не мудрено, ведь в шестидесятые годы, о которых идет речь, фильм о Чапаеве еще не был источником для смешных анекдотов. А воспринимался вполне героически, Ну, что? Хочется узнать, как звали девушку, которая на Валерия, по ее словам, глаз положила?

Скажу, конечно, какие уж тут секреты? «Инка - пулеметчица»! С такой не забалуешь!

И как-то так получилось, что завязалась между ними… история… А потом Инна Петровна окончила техникум и начала работать в школе, а Валерий еще два года учился… нелегко пришлось, когда дочка родилась, опять пришлось по ночам и вагоны разгружать, и ящики таскать…

А потом Инна не раз упрекнет, что она работала и «выучила» его…

Напрасно упрекала, никогда Валерий иждивенцем не был! А уж как дочку любил…
Семья ведь у него теперь!

Казалось, еще немножко, и совсем счастливым станет…

Потом учеба закончилась и получил он направление на работу в маленький уральский городок. Школа огромная – два учителя физкультуры - в самый раз!

В ЭТОЙ ШКОЛЕ И ПРОРАБОТАЛИ МНОГО ЛЕТ...
В ЭТОЙ ШКОЛЕ И ПРОРАБОТАЛИ МНОГО ЛЕТ...

Молодые, семейные, с ребенком - им дали квартиру при школе: две комнаты, кухня, ванная и все, что к ней прилагается! Жить да жить, не тужить!

Коллектив в школе замечательный, люди все увлеченные, приняли молодую пару доброжелательно. А тут и учебный год начался! Некогда рефлексировать – работать надо! У Валерия Афанасьевича с учениками контакт наладился, минутки свободной нет.

А вот Инне Петровне сложнее пришлось… В школе ведь ученику- раздолбаю в глаз не засветишь даже из самых лучших воспитательных соображений… Коллегу матом не пошлешь …по известному адресу… Характер у Инны Петровны тяжелый, как посмотрит исподлобья, убежать хочется…

А куда убежишь? На работе вместе, дома вместе…

Потом настоящую квартиру получили в самом центре города на улице Ленина.

Только не было у Инны Петровны таланта уютное гнездышко вить… шторки-занавесочки, цветы на подоконнике или красивая скатерка на столе – ничего этого в новой квартире никогда не будет! Словно все еще студенческая общага или армейская казарма…

Готовить Инна тоже не особенно любила, но приходилось! Котел картошки или макарон, каша да чай со сгущенкой… еще сильно выручала школьная столовая, в ней можно было купить на вынос и десяток котлет, и полтазика винегрета…

Да и не набалованы оба всякими разносолами – поели и ладно…

В учительской женщины часто делились во всеуслышание интересными кулинарными рецептами, Время было такое, что каждая старалась семью порадовать чем-то вкусненьким… а вкусненькое требовало умения! Чтобы из простейших доступных продуктов каждый день что-то особенное приготовить…

Вот и делились женщины своими секретами, аккуратным учительским почерком записывали в специальные тетрадочки.

Инну Петровну такие разговоры не интересовали…

Учителя во все времена старались «выглядеть»!

Поэтому темы шитья, вязанья и чем лучше голову помыть, чтобы прическа была пышнее, обсуждали с неменьшим пылом, чем поведение и успеваемость своих учеников…

Учителя ведь тоже люди! А вы не знали?

Зато Инне Петровне не было равных, когда собирались в поход с учениками: ни одного не потеряет, все рюкзаки проверит на предмет «запрещенных» вещей… бивак обустроит, кашей накормит и еще полночи дежурить будет возле костра…

А чтобы согреться, выпьет… Совсем не много… Потом еще чуть-чуть… потом уснет…

Но от «этих уродов» - так она называла своих учеников – разве что утаишь? Утром все потихоньку шептались, что Пулеметчица ночью опять напилась…

На сегодня пока все, дорогие мои…

Подписывайтесь на мой канал и пишите комментарии! У меня для вас историй еще много…