Найти тему
Загадки истории

НЕВЕРОЯТНЫЕ АРТЕФАКТЫ#2.5 Затерянные города#5.Чудо в джунглях

Оглавление

Затерянные города

Чудо в джунглях

Огромный храмовый комплекс Ангкор-Ват является главным символом Кам­боджи и даже изображен на флаге этой страны. Жители Камбоджи гордятся тем, что их предки-кхмеры смогли воз­вести такое чудо света, не уступающее по великолепию другим известным ар­хитектурным памятникам. Европейские же исследователи, изучая храм, часто задавались вопросом: а не присвоили ли кхмеры себе чужие заслуги?

В 1858 году французский натуралист Анри Муо отправился в Индокитай на сбор научных сведений о Камбодже, Лаосе, Сиаме. Приехав в камбоджийский город Сиемреап, он решил обследовать его окрест­ности. Анри оказался в глубине джунглей и через несколько часов понял, что заблудился. После нескольких дней плутания в джунглях Муо увидел в лучах заходящего солнца три каменные башни, на­поминающие прекрасные бутоны лотоса. Подойдя поближе, Анри увидел ров с водой, а за ним огромный каменный забор в искусной резьбе, изображающей богов, людей и животных. За ним высились строения необычайных размеров и красоты.

Анри Муо не был первым, кто нашел заброшенный храм. Но миру его открыл именно он
Анри Муо не был первым, кто нашел заброшенный храм. Но миру его открыл именно он

Заблудший путник

«Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранив­шимися с древнейших времен, - писал Муо в книге “Путешествие в королевства Сиама, Камбоджи, Лаоса и другие области центрально­го Индокитая”. - Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира».
Решив, что перед ним древний замок или храм, француз стал кричать, призывая на помощь. Оказалось, что в величественной постройке жили буддийские монахи. Они и спасли Муо, уже умирав­шего от малярии и голода.
Когда Анри стало лучше, монахи рассказали ему, что он находит­ся в величайшем храме Камбоджи, который называется Ангкор-Ват. Европейцы о нем ничего не знали. Хотя еще в 1550 году храм был по­сещен португальцем Диогу ду Коуту, который издал заметки о своем путешествии. В 1586 году другой португалец, монах-капуцин Анто­ниу да Мадалена посетил Ангкор-Ват и оставил письменные свиде­тельства об этом: «Это такое необычное сооружение, что невозмож­но описать его пером, тем более что он не похож ни на одно другое здание в мире. У него есть башни и украшения и все тонкости, ко­торые человеческий гений только может себе представить». А в 1601 году испанский миссионер Марсело Рибандейро, так же как и Муо заплутав в джунглях, набрел на этот величественный храм. Ангкор-Ват европейцы посещали и в XIX веке. Тот же Анри Муо пишет, что за пять лет до него там побывал французский миссионер Шарль-Эмиль Буйево, опубликовавший в 1857 году отчет об этом путеше­ствии. Но описания Буйево и его предшественников не зацепили внимания общественности. Так что прославила Ангкор-Ват именно книга Анри Муо, вышедшая в 1868 году.

Панорама Ангкор-Вата - главная гордость Камбоджи
Панорама Ангкор-Вата - главная гордость Камбоджи

Центр Вселенной

Храм Ангкор-Ват представляет собой комплекс зданий, располо­женных на участке прямоугольной формы площадью 200 гектаров. За каменной стеной, как предполагают археологи, был не только храм, но и королевский дворец и другие постройки. Но так как эти строения были возведены из древесины, они не сохранились.
Сам храм символизирует священную гору Меру - «центр Вселен­ной и местожительство богов» в индуистской мифологии. Красивее всего пятибашенный храм смотрится в сезон дождей, когда 190-метровый ров заполняется водой. Тогда Ангкор-Ват выглядит центром Вселенной в окружении вод Мирового океана. Именно таким его и задумывали создатели.
Сам трехступенчатый храм с остроконечными башнями — тор­жество симметрии. Оказавшись в нем, человек сразу видит все со­оружение, которое возвышается на трех стоящих друг на друге тер­расах. Кажется, будто храм вырастает на глазах приближающегося человека. Такой эффект оказался возможен из-за расположения тер­рас. Первая терраса возвышается над землей на 3,5 метра, вторая — на 7 метров, а третья — на 13 метров. При этом каждая окружена га­лереями, крытыми двускатными крышами.
С какой бы стороны посетитель не подходил к Ангкор-Вату, он всегда видит только три башни. Высота центральной из них состав­ляет 65 метров. Учитывая, что все это великолепие покрыто сотня­ми скульптур и рельефами с образами из древнеиндийских эпосов — Рамаяны и Махабхараты, можно лишь восторгаться этим творением рук человеческих.

Самый большой город

Когда-то храм Ангкор-Ват находился в сердце империи кхме­ров — городе Ангкор. При этом «Ангкор» не является историческим названием. Оно распространилось позднее, когда эти места были покинуты кхмерскими властителями, а после пришли в упадок. Это место кхмеры стали называть просто «город» — на санскрите «нага­ра», позднее трансформировавшееся в «Ангкор».
В самом начале IX века кхмерский император Джаяварман II на­чал строительство первого культового сооружения в этих местах. За 400 лет Ангкор вырос в город-гигант, состоящий из более 200 храмов. Главным из них был Ангкор-Ват. Историки приписывают его стро­ительство императору Сурьяварману II, правившему в 1113-1150 го­дах. Правитель считался земным воплощением Вишну, и кхмеры поклонялись ему как живому божеству. А храм, являясь символом небесного дворца, служил прибежищем духа правителя и его буду­щей усыпальницей.
Ангкор-Ват строился более 40 лет. Храм, превышающий по пло­щади весь Ватикан, возводили десятки тысяч рабочих и каменоте­сов. Закончилось строительство уже после смерти Сурьявармана, но усыпальница на момент его смерти была готова.
В 2007 году международная экспедиция провела исследование Ангкора с использованием фото со спутника и других современных технологий. В итоге был сделан вывод, что Ангкор — самый крупный город доиндустриальной эпохи. Размеры Ангкора с запада на восток составляют 24 километра, а с севера на юг — 8 километров. На пике его развития здесь проживал миллион человек — немыслимая цифра для тех лет. Для обеспечения такой массы людей продовольствием кхмеры соорудили сложную гидравлическую систему, способную питать как сельскохозяйственные угодья, так и служить источником воды. Кроме того, эта система предохраняла Ангкор от наводнения в сезон дождей.
В 1431 году войска Сиама захватили Ангкор и разорили его. Поте­ряв столичный статус и возможность развиваться, город стал угасать, а люди покидали его. Уже через сто лет джунгли превратили Ангкор в заброшенное место. Впрочем, полностью безлюдными и Ангкор, и Ангкор-Ват никогда не были.

Оценить циклопические масштабы этого сооружения можно только с помощью аэрофотосъемки
Оценить циклопические масштабы этого сооружения можно только с помощью аэрофотосъемки

Легенды и фантазии

Откуда же взялись предположения, что Ангкор-Ват гораздо древ­нее своего официального возраста? Причин тому несколько. Если взглянуть на спутниковое фото Ангкора, то можно заметить, что структура храмового комплекса воспроизводит положение звезд созвездия Дракона на рассвете в день весеннего равноденствия в 10 500 году до нашей эры.
У кхмеров по этому поводу есть красивая легенда. Однажды у ко­ролевской четы родился ребенок, который был сыном верховного божества Индры. Когда мальчику исполнилось 12 лет, Индра спу­стился и забрал его к себе, на гору Меру. Несмотря на любовь бо­жества к принцу, небесные девы стали роптать, что человек подвер­жен соблазнам и его необходимо вернуть обратно. Ради сохранения спокойствия в небесной обители Индра решил отправить мальчика на землю. Чтобы принц вспоминал Меру, Индра захотел подарить ему копию своего дворца. Но скромный мальчик сказал, что он бу­дет счастлив жить и в коровнике Индры. Тогда божество прислало к принцу талантливого зодчего, который и построил великолепный Ангкор-Ват, явившийся копией коровника божества.
Иную гипотезу выдвинул испанский миссионер Марсело Рибандейро, увидевший Ангкор-Ват в 1601 году. Зная о том, что тра­диции не позволяли кхмерам строить каменные здания, он по­дошел к этому логически: «Все лучшее мир познал от эллинов и римлян». Что и написал в своей книге: «Есть в Камбодже руи­ны древнего города, ко­торый, по мнению не­которых, был построен римлянами или Алек­сандром Македонским. Примечательно, что ни­ кто из туземцев не мо­жет жить в этих руинах, и они служат прибежи­щем диким зверям. Эти язычники считают, по традиции, что город дол­жен быть восстановлен чужеземным народом».

Ангкор-Ват
Ангкор-Ват

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ

­