Старинное предание
ПЕЩЕРА СОКРОВИЩ
Всем известен из древнегреческой мифологии миф о Прометее. Прометей похитил огонь с горы Олимп и подарил его людям. И разгневанный Зевс решил его наказать. За это его Гефест приковал к одной из самых высоких гор Кавказа, где его печень каждый день клевал орел.
Однако есть мифологическая версия, что известные древнегреческие боги жили вовсе не в Греции, а на Кавказе. А Олимпом был Эльбрус. Об Эльбрусе ходит много легенд и сказаний. И они говорят, что боги скрывались от смертных за огромным облаком на вершине Олимпа. Пик Эльбруса также почти всегда скрыт от человеческого взора. Более того, греческая гора Олимп легкодоступна для человека, ее высота всего – 2917м., но в то же время о священном Олимпе сказано, что простому смертному туда хода нет. Поэтому и появилась версия о двух Олимпах. Один для смертных, на который те могли молиться, а другой недоступный - для богов. А настоящий Олимп – это Эльбрус.
В древнегреческих представлениях Кавказ – край мира. И кавказские горы разделяют небо и землю. Кроме того, именно здесь, на Кавказе, на Эльбрусе, находятся источники живой и мертвой воды. У древних греков тоже существовало подобное разделение: амброзия – бессмертная пища богов, а вот нектар по этимологии вовсе не бессмертная вода, а напротив, мертвая (вспомните сказки о живой и мертвой воде).
И что интересно, на Эльбрусе существует реальный Серебряный источник – живая вода, а в ущелье Джил-Су – мертвая вода. Серебряный источник бьет всего несколько недель в году, при таянии ледников. Эта вода может храниться годами.
Кроме того, на греческом Олимпе огня нет, а Эльбрус в те времена - огнедышащая гора (ведь это вулкан, который может в любое время проснуться).
Ну, и наконец, о самом кавказском Прометее. В одном балкарском предании есть упоминание о нем. Согласно этому преданию, Прометей был прикован к одной из скал в Верхнем Чегеме.
Ну, так вот. Много-много лет назад тому назад жил в старинном балкарском селении (ныне Верхний Чегем) пастух по имени Науруз. Среди всех пастухов, этот пастух прославился своей храбростью. Он был единственным на всю округу пастухом, который со своими стадами поднимался на самые вершины гор, как летом, так и зимой. И каждый раз все дальше и выше уходил, узнавая новые тропы, трещины, обследуя пещеры.
Однажды, блуждал он по горам в зимнюю пору. И разыгралась непогода. Поднялась метель. Ничегошеньки не видно. Сбился с пути Науруз. Замерз. Стал искать хоть какое-то укрытие от холода и вьюги. Вдруг один из порывов ветра поднял его и отбросил в сторону с такой силой, что он оказался на другой стороне глубокой трещины. Упал на землю в нескольких сантиметрах от трещины Науруз, испугался, лежит, боится пошевелиться лишний раз. И вдруг, сквозь завывания ветра услышал он чей-то тихий стон. Сначала подумал, что это ветер. Но стон жуткой, нечеловеческой боли повторился вновь. Испугался Науруз. Как такое может быть? Здесь, далеко в горах, куда никто никогда не ходил кроме него, может кто-то оказаться? А стон между тем продолжал исходить из глубины горы.
Бойся не бойся, а всю жизнь так не пролежишь, дрожа от неизвестности. Повернул Науруз голову в другую сторону и увидел, что недалеко от него находится пещера. Обрадовался он нежданному спасению в эту холодную стужу, и возблагодарив Всевышнего пополз к пещере. Войдя в нее, стал оглядываться вокруг, в поисках место для ночлега, и разведения огня, чтобы обогреться. Найдя более менее приличное место, стал разводить костер. Но стоило огню разгореться, как Науруз увидел, что пещера наполнена различными драгоценностями. Ослепленный блеском сокровищ, пастух медленно двинулся вдоль стены, разглядывая все вокруг, и вдруг снова до его слуха донесся стон. Набравшись смелости, пошел пастух на звук, и увидел в дальнем углу юношу прикованного к стене тяжелой цепью. Черный коршун сидел на нем и терзал его тело. Напрасно узник напрягал силы, чтобы дотянуться рукою до конца короткой цепи, свисающей с другой стороны пещеры. Каждое движение причиняло ему жуткие страдания, судороги сотрясали его тело, и тогда с уст юноши срывались стоны.
Глядя на эту ужасную картину, в памяти Науруза всплыли рассказы стариков о юном нарте, который осмелился когда-то проникнуть в заоблачное царство Тха и был наказан за свою дерзость грозным властелином ледяных высот. Тха приковал его к стенам пещеры и обрек на вечные муки. Много лет прошло с тех пор. Много джигитов ходили на поиски нарта, но никто так и не нашел его. С веками о подвиге нарта осталась в памяти людей только предание, которое они передавали из уст в уста. И надо же было такому случиться, что именно эту пещеру нашел Науруз.
Бросился он на помощь к нарту. Пытался сам оторвать один из концов цепи, приковавшей нарта. Но сколько не старался, сил не хватало.
- Не мучай себя понапрасну, - сказал пастуху нарт – не по твоим силам порвать эту цепь. Лучше иди домой, достань побольше старого железа и все что потребуется, чтобы доковать эту цепь настолько, чтобы я мог до нее дотянуться, тогда я смогу ее выдернуть, задушить проклятого коршуна и наконец-то освободиться. Ну а ты сможешь забрать себе все эти богатства, мне они не нужны. Только об одном прошу тебя – никому не говори об этом месте. Никто не должен знать, что ты здесь видел, иначе, все наши старания будут напрасными. Тха услышит об этом и спрячет меня еще дальше. Так что прошу тебя, никому не выдавай нашей тайны.
Науруз согласием ответил нарту. И после окончания пурги, поторопился домой. Придя в село, он стал у всех односельчан спрашивать старое железо. Где выменивал, где покупал, где в долг брал. Все это насторожило жителей села. И конечно, все стали приставать к нему с расспросами. Но никому и ничего не говорил Науруз, а молча продолжал собирать железо. Собрав, привез его в повозке к своему другу-кузнецу, чтобы сделать длинную цепь. Стал пастух выпытывать у Науруза, зачем ему эта цепь. Долго молчал и отнекивался пастух, но увиденное в пещере настолько задело его душу, что, в конце концов, не выдержал он и открылся другу. Вдвоем они сделали длинную цепь из старого железа и поднялись по ледяным скалам к пещере. Но едва только вошли в пещеру, как раздался сильный грохот, и скала вместе с пещерой провалилась в бездну.
Так Науруз погиб сам, погубил друга и погубил нарта, нарушив обет молчания. А сокровища, скрытые в пещере, говорят, и теперь лежат в глубокой бездне, под ледяными толщами Эльбруса.
Ну а нам эта история стала известна благодаря супруге кузнеца, которая обо всем позже поведала односельчанам. Так и стоит обрывок скалы до сих пор в Верхнем Чегеме, напоминая жителям о том, что здесь случилось.
Надежда Канеева