Однажды я уже публиковала статью с таким же названием в местной газете Вязниковского района. Потом еще участвовала в конкурсе к Дню Победы и даже получила в подарок плед.
Там я была ограничена символами или военной темой. Теперь можно сказать больше..
Последний год дедушка сильно болел, и было понятно, что он обречен, но смерть его в итоге меня очень подкосила и практически обесточила на некоторое время. У меня не было отца, конечно был гипотетически, но воспитывала меня одна мама и бабушка с дедушкой. Дед заменил мне этого самого "гипотетического отца".
Мой дед Иван Васильевич Пахомов родился 5 октября 1926 года. Все там же в Роговской. Был самым младшим в семье, малышом, которого холили и лелеяли родители и старшие братья с сестрами.
Он подавал большие надежды, хорошо учился, любил читать, все максимально поддерживали его в учебе. Дедушку обучили столярному мастерству, был одарен и творчески, играл на гармони и пел. Имел хороший литературный вкус, но тем не менее был довольно скромен и прост в общении.
Полагаю, учился бы и дальше, если бы не 22 июня 1941 года....
Праздник Молебен праздновали всей семьей, готовили с вечера, гости приезжали с детьми, у всех были большие семьи.
И вот по радио услышали о войне. Григорий ушел на войну, Сергей уже служил в армии и после нее был отправлен на фронт.
Сначала считали, что война быстро кончится. Жизнь же стала очень тяжелой, но все верили в близкий конец войны. Не разрешилось, война разгоралась, приносили похоронки, а дед мой оставил школу после 7 классов и пошел работать на завод и начал учиться ФЗУ в Нововязниках (фабрично-заводское училище). Жил он на квартире и в выходные ездил домой - помогать семье.
Работали в поле тяжело и в любую погоду, мама не выдержала и заболела. Когда деду сообщили, она слегла совсем, болезнь была тяжелой. На улице была осень, сыро и дождливо. Иван бросился на велосипеде в деревню, но к сожалению не застал мать живой.... Для деда смерть матери стала большой трагедии, но были и другие родные люди рядом.
В 1943 году моего деда призвали в армию. Для этого 17-летних мальчишек отправили на учебу в Гороховец. Было голодно, обмундирования не хватало, ребята мерзли, болели, были оторваны от семьи, учились держать оружие и ходить строем. И все за очень короткий срок.
Эти мальчики 1926 года были последними, кого забирали на фронт. Дед говорил, что родившиеся в начале 1927 года изредка попадали на фронт, а также могли быть в партизанских отрядах.
После обучения ребят отправили на фронт - 3й Белорусский фронт, Тацинский танковый корпус, дед был ефрейтором.
Командовал данным фронтом самый молодой маршал Черняховский, стояли они в Белорусской ССР. В то время случился коренной перелом в войне и фашистов гнали прочь, Красная армия шла в атаку, такие вот молодые парни.
Уже в конце войны мой дед, Иван Васильевич получил ранение. Очень серьезное ранение, пуля попала из одной щеки в другую, перебив все зубы и язык. После ранения его переправили в госпиталь в тылу в г. Уфе.
Только в 1947 году он вернулся домой, очень долго дед не мог даже открыть рот, чтобы поесть, а потом десятилетиями ему удаляли осколки зубов.. Но он выжил, а многие погибли, в том числе родной брат.
Мой дед действительно не говорил о войне, это были страшные воспоминания, коих мы не поймем.
Только 9 мая, он одевал костюм, ордена и медали, смотрел парад по телевизору и шел на местный митинг, несколько лет он мы последним ветераном деревни. Это была важная официальная часть, которой все ждали, но всего, что там было мы не узнаем никогда. Все заканчивалось, когда дедушка снимал костюм и шел сажать картошку в огород.
В последний год он говорил больше и уже медленнее, чтобы мы могли записать какие-то воспоминания и ничего не забылось