Великий праздник. По преданию, перед своим Успением Мать Пресвятая Богородица благословила апостолов, учеников, отмечая их веру и труды во имя Спасителя. Все пространство было озарено благодатным пламенем зажженных свеч. Внезапно этот свет померк и воспылал неизреченный свет Божественной Славы, в лучах которого сошел Христос, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери.
К заутрене народ идет в храм, чтобы также зажечь свечи в честь Пресвятой Богородицы, чтобы испросить Её своими молитвами избавить от смерти души.
Часто в церковных песнопениях, в Акафистах, Мать Пресвятая Богородица называется Госпожою, а сам день Ее Успения в русском народе получил название Госпожинок. Незабываемый день, после службы в храме, крестьяне всем миром шли в поле. Ребятишки собирали колоски и радовались, всегда гордились своим вкладом в семейную житницу. «Что ни колосок - то хлеба кусок».
У бабонек были свои обряды, называемые «заламыванием ниве «бороды». Оставленные несжатыми стебли ржи или пшеницы, обвязывали лентами, пригибали к земле, прикапывали колоски, при этом говорили: «Волосу на бородку». Это чтобы зимой не было бы бескормицы. После чего кланялась на все четыре стороны. Затем опять же всем миром обязательно со снопом из суслона возвращались в деревню, где было приготовлено для встречи угощение. Встречала дожинщиков старая женщина, крестила, принимала сноп и относила под иконы. Хозяин приглашал гостей за стол, все молились и угощались саломатой – заварной кашей, мучным киселем. Приглашенные в честь Госпожинок на угощение чествовали хозяйское зерно. Тому, кто зернышко съест: «Если девушка – замуж идти, если парень – жениться, если молодая – дитя родить, если корова – телушку родить, если овечка – двойничков принести!»
Именинный сноп оставался под иконами в красном углу всю зиму. Или же, когда скот уже затворяли в хлевах и ставили на корм, тогда этот сноп делили между скотиной. Начиналось Бабье лето!