Найти тему
Дмитрий Никулочкин

Прикоснулись к башкирскому сокровищу

В 2020 году Салаватская картинная галерея основала проект «Урал Иле» и провела несколько пленэров в живописных уголках Башкирии. Нынешним летом он продолжился в рамках Года культурного наследия народов России. Напомним, предыдущая встреча художников прошла в воссозданном древнеславянском подворье X века в Скворчихе. 16 августа они вновь объединились в Ишимбайском районе. Очередной творческий выезд состоялся в селе Ишеево и был посвящён культуре башкирского народа.

ГОСТЕПРИИМНОЕ СЕЛО

Ишеево расположено возле скалистых гор, на левом берегу реки Селеук. Башкиры Тальтим‑Юрматынской волости Ногайской дороги основали это селение в XVIII веке и назвали в честь первопоселенца — Ишея. Сюда приезжают спелеологи, ведь в окрестностях расположена вторая по протяжённости пещерная система в регионе. А башкирский народный фольклорный коллектив «Хазина» — визитная карточка села. На русский язык имя этого ансамбля переводится как «сокровище». И он оправдывает свой бренд. Именно его артисты и стали героями новых этюдов.

Проект активно поддержала администрация Ишимбайского района. Она согласовала встречу народного ансамбля с художниками в Ишеевском сельском доме культуры. Мастеров кисти приехало немало: из Ишимбая — Рафаэль Кадыров, Вера Шаригина, Марат Губайдуллин, Альбина Даутова, Эльвира Шаймарданова, из Салавата — Ренат Халиуллин, Андрей Чемакин, Радик Ишмухаметов, Владимир Николаев, Ильнур Ильясов, Ирина Гулина, Лилия Юдина, Лилия Василова, София Сергейчева, из Мелеуза — Дарья Ковалец. Это и профессиональные, и начинающие живописцы и графики. Пару лет назад многие из них уже были в этом селе на пленэре и до сих пор в восторге от его природы и гостеприимных жителей.

Куратором встречи стала заведующий искусствоведческим отделом МБУКиИ «Наследие» Татьяна Пирковская:

— Творческие люди больше скучают по общению, — рассказывает руководитель галереи. — Мы выезжаем на пленэры для того, чтобы найти вдохновение и создать что-то новое, неординарное. Вот и сегодня любовь к живописи, природе родного края, культуре его народов собрала художников юга Башкирии в селе Ишеево. Работники дома культуры подготовили тематические площадки, на которых будут демонстрироваться быт, обычаи и традиции башкирского народа.

ЮБИЛЕЙ

-2

В 10 часов на территории Ишеевского СДК началось торжественное мероприятие. Начальник Ишимбайского отдела культуры Альфия Тимербулатова обратилась к гостям:

— Дорогие и любимые наши художники, знакомые, друзья! Ишимбайская земля славится своими легендами и прекрасными фольклорными коллективами. «Хазина» — победитель и республиканских, и всероссийских конкурсов. Его руководитель Сурия Ракаева уже много лет занимается фольклором, бережно хранит традиции. Можно сказать, это наш золотой самородок. Я надеюсь, вы вдохновитесь на новые работы и создадите прекрасные произведения, которые будут храниться веками!

-3

С приветственным словом также выступил заслуженный художник РФ, председатель Ассоциации художников юга Башкортостана и директор Ишимбайской картинной галереи Рафаэль Кадыров. Сурия Ракаева, заслуженный работник культуры РБ и заведующий Ишеевским СДК, напомнила о юбилее ансамбля:

— Сегодня нашему коллективу 30 лет! Мы преемники первого состава, основанного в 1992 году Мидхатом Ишмуратовым. В 2003 году коллектив получил звание народного, но вскоре на какой-то период приостановил работу. В 2006 году мы возродили его, и сейчас он хорошо котируется и принимается на различных конкурсах. Нас везде любят и всегда приглашают встретить высоких гостей. Коллектив создан из доброжелательных, способных людей, которые любят своё село, свою землю и нашу культуру! На каждом концерте «Хазина» всегда выделяется, потому что наши девушки очень красивые, — улыбается Сурия Гаязовна.

Депутат Ишеевского сельсовета Миннира Сагдатова преподнесла красивый жест — подарила художникам букеты алых роз. «Хазинцы» устроили яркое фольклорное представление в роскошных костюмах, исполнили песни и прочитали стихотворения, станцевали, сыграли на курае и кубызе. Дом культуры организовал для гостей чаепитие.

БАШКИРСКИЕ СЮЖЕТЫ

Время было ограничено, поэтому сначала художники сделали несколько референсов для будущих работ. Артисты ансамбля позировали им недалеко от пещер, на фоне живописной панорамы села Ишеево и шихана Тратау на горизонте, а также на берегу реки и на висячем мосту.

— На мой взгляд, ничего зазорного в фотографировании нет, — объясняет Вера Шаригина. — В век скоростей все торопятся, все спешат. Когда хочется собрать сюжетную линию, а не просто написать портрет, фото необходимо. Позировать длительное время в динамичной позе утомительно. Другое дело, когда человек занял удобное положение и сел в нём, вот тогда модели не так трудно — и художнику работать в радость.

После фотосессии начался традиционный пленэр. Мастера кисти разошлись по точкам, попросили «хазинцев» побыть натурами. Рузалия Нигматуллина присела на скамейку перед домом культуры. Рафаэль Кадыров шаг за шагом прорисовывал углём очертания её лица на ватмане.

— Нужно постараться отразить в работе характер натуры, — убеждён мэтр. — Смотря какие цели ставишь. Сложнее, конечно, передать внутренний мир, но это не сразу получается. И в то же время эта красивая женщина сразу сказала: «Пожалуйста, не рисуйте мне морщинки!» Тогда, конечно, тяжелее передать характер. В последнее время я писал картины, а не портреты. Поэтому сейчас первый рисунок будет такой, не совсем живой…

-4

Ильнур Ильясов рисовал ту же натурщицу карандашом на альбомном листе. Он сказал, что по задумке Рафаэля Рашитовича морщинки они превратили в очертания ландшафта на своих эскизах, и добавил:

— Оказывается, Рузалия Гарифуловна сочиняет песни и стихи на башкирском языке. Мне очень понравилось, как нас встретили с танцами, с песнями, с богатым столом!

София Сергейчева согласилась с ним:

— Ни капли не жалею, что приехала сюда. Коллектив «Хазина» великолепно выступил и красочно познакомил нас с традициями башкирского народа!

В одной из комнат дома культуры в декорациях башкирской юрты позировала Айсылу Насретдинова.

— В 2020 году мы писали здесь окрестности села, — вспоминает Дарья Ковалец. — А сегодня меня очень впечатлила атмосфера национальной культуры. Сразу решила, что непременно хочу запечатлеть частичку этого яркого события. Поэтому для этюда выбрала мотив — портрет девушки в народном костюме. В основном пишу маслом, чтобы найти правильный колорит и тона для проработки сюжета.

-5

Среди художников — экскурсовод Салаватской картинной галереи Лилия Василова. Убранство башкирского дома отправило её в далёкие времена:

— Я видела в детстве, как рождались эти паласы: у бабушки был ткацкий станок. Мы стелили их во дворе и ставили на них самовар. Я с большим удовольствием участвую в пленэрах, где можно познакомиться с интересными людьми!

Ренат Халиуллин писал портрет Фарзаны Нигматуллиной. Живописец тоже вспомнил свой прошлый визит в село:

— Если в первый раз мы видели Ишеево снаружи, то сейчас мы видим его изнутри, Нам оказали приём на высшем уровне. Не каждое село может похвастаться таким коллективом, как «Хазина». Самое главное, его участницы очень скромны, приветливы, как мамы, и притягивают к себе. Фарзана Гафаровна — самая старшая из них, с добрыми очертаниями лица, спокойным и мудрым взглядом.

-6

Не обошли стороной и солиста Файзилгаяна Гималетдинова, пожалуй, самого узнаваемого «хазинца», которого ласково называют Бабаем. Владимир Николаев рисовал его портрет акварелью.

— В сединах и старческих морщинках читается вся история его жизни, — говорит художник. — Он оказался мудрым, весёлым и творчески разносторонним. Сразу захотелось перенести его образ на бумагу. Приятно работать с таким общительным человеком. Очень интересно окунуться в эту незабываемую атмосферу, узнать о башкирских традициях.

Лилия Юдина, несмотря на проблемы со здоровьем, не пропустила пленэр.

— Я впервые за долгое время выехала на такое мероприятие, — рассказывает она. — Поездки даются очень тяжело: с больной спиной еду лёжа на заднем сиденье. Когда делаю этюд, попишу-попишу минут 30 — и ложусь. И опять… Мне в радость пообщаться с художниками, а не сидеть дома в четырёх стенах. Обычно пишу маслом больше пейзажи, но появилась возможность пописать и портреты. Планирую, что в композиционной работе Бабай будет стоять с кураем на фоне горы и села.

-7

СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА

Примечательно, что проект не ограничивается строгим написанием работ о народной культуре. Художники могли изобразить и другие сюжеты. Марат Губайдуллин поставил этюдник напротив мечети «Гузель». В его руке — мастихин.

— Я решил написать мечеть, которая стоит на фоне ишеевских гор, — говорит художник. — Местность очень душевная и наполнена яркими красками! Хочется запечатлеть на холсте необыкновенную атмосферу, царящую здесь, где витает дух башкирского народа.

-8

Возле моста через Селеук расположились преподаватели художественного отделения Детской школы искусств г. Ишимбая:

— Красивая башкирская земля и её небольшой уголок — Ишеево, — рассказывает Альбина Даутова. — Красота природы, как частичка рая, где соединяются её первозданность и глоток чистого воздуха. Здесь чувствуешь себя в гармонии с ней. Вода — это источник жизни и очищение души. Поэтому я решила нарисовать небольшую речку акварелью на бумаге.

-9

— Я здесь впервые, — признаётся её коллега Эльвира Шаймарданова. — Раньше проезжала мимо села. Оказалось, вся прелесть как раз-таки внутри: прекрасные живописные виды (особенно при подъёме на гору, замечательные улочки), очень открытые люди. Для работы я выбрала акварель. Она помогает подчеркнуть лёгкость и звонкость натуры. А одну зарисовку выполнила угольным карандашом.

-10

Чуть выше по течению Селеука в тенёчке рисовала пастелью педагог-художник Ирина Гулина. Она связала фольклор и природу.

— В большинстве случаев может зацепить какая-то определённая деталь, — утверждает она. — Например, небо, изгиб реки, веточка интересно идёт или по градации цвета красиво смотрятся. Когда участницы ансамбля прогуливались возле реки и позировали в национальных костюмах, у меня возник образ семи девушек в хороводе. Так и родился сюжет.

-11

Другие выбрали для работы пещеру, которая примерно в километре от дома культуры.

— Здесь так красиво, такие ландшафты! — восхищается Андрей Чемакин. — Стоит повернуться на 360 градусов — и везде увидишь свой мотив. Мне интересно пописать большие камни, валуны. Поэтому я и остался у пещеры. Сейчас природа уже более колоритная, более разнообразная. Уже нет такой зелени, как в июне-июле. Присутствуют охристые, синие цвета. Для этюдов в основном я готовлю специальный картон, грунтую и тонирую его.

-12

— Я очень рад, что нам наконец-то удалось выбраться на этот пленэр! — рассказывает Радик Ишмухаметов. — Возле ишеевских пещер мне понравились ландшафт и уходящая вверх дорога. На первый взгляд, чем может заинтересовать скудеющее и сохнущее разнотравье? Но в этом тоже есть своя игра красок — и охры, и коричневых в сочетании с жёлтыми…

-13

Периодически художники меняли локацию и искали новые сюжеты. Рафаэль Кадыров нарисовал профиль Бабая, а София Сергейчева написала маслом убранство башкирской юрты. Ишеевцы настолько впечатлили участников пленэра, что полученного вдохновения им, безусловно, хватит для написания итоговых работ.

ДМИТРИЙ НИКУЛОЧКИН.
Фото автора.

Специально для газеты «Выбор» г. Салавата (№ 34 от 26 августа 2022 г.)

#дмитрий никулочкин #салават #художники #искусство #пленэр #галерея #башкиры #башкирская культура #фольклор