Найти в Дзене

КАК "ОСТРОВ СОКРОВИЩ" СДЕЛАЛ РЫБНИКОВА КОМПОЗИТОРОМ | "ОЧЕРКИ СТАРОГО КИНО"

Сегодня, в Международный День Пиратства, который элегантно совпал с днём рождения автора этого канала, расскажу вам об одном старом фильме, в частности, о музыке к нему. И пусть о фильме этом ныне вспоминают уже не очень часто, но вот имя композитора, который явил в нём свой талант, знакомо каждому меломану. Сегодня поговорим о великом Алексее Рыбникове и раскроем секреты его музыки к фильму Евгения Фридмана "Остров Сокровищ"!

Алексей Львович Рыбников (17 июля 1945 года, Москва, РСФСР, СССР) — советский и российский композитор, продюсер. Народный артист Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2003) и Премии президента Российской Федерации (2018). Председатель Совета Союза композиторов России (с 2017), художественный руководитель театра «Градский Холл» (с 30 ноября 2021)
Алексей Львович Рыбников (17 июля 1945 года, Москва, РСФСР, СССР) — советский и российский композитор, продюсер. Народный артист Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2003) и Премии президента Российской Федерации (2018). Председатель Совета Союза композиторов России (с 2017), художественный руководитель театра «Градский Холл» (с 30 ноября 2021)

Самого себя Рыбников всегда называл "музыкальным драматургом". Ему всегда было намного интереснее работать с образами и сюжетами, добавлять историям новых оттенков с помощью своей прекрасной музыки. Неудивительно, что Рыбников стал автором двух рок-опер, музыкальной драмы "Литургия оглашенных" и нескольких десятков саундтреков к кино. Но всего этого могло и не быть, если бы не фильм Евгения Фридмана, который сделал ставку на 25-летнего композитора, пригласив его в своё кино...

Евгений Владимирович Фридман (26 августа 1929, Москва — 7 декабря 2005) — советский актёр, кинорежиссёр и сценарист.
Евгений Владимирович Фридман (26 августа 1929, Москва — 7 декабря 2005) — советский актёр, кинорежиссёр и сценарист.

А ведь ставки были высоки. Фридман считался не очень-то благонадёжным в политическом плане, к тому же за спиной имел лишь пару короткометражек да тройку сюжетов для "Ералаша" (в том числе, и один из самых первых, "Дым, дым, дым"). Права на ошибку не было...

Работа над фильмом проходила в 1970-м году. Основные съёмки проходили в Крыму, в этой Мекке советских кинематографистов. Там они находили и королевские дворцы, и разбойничьи тропы, и волшебные бухты с русалками и Ихтиандрами. Нашёлся там и Остров Сокровищ Фридмана.
Съёмки приключенческой ленты омрачила разразившаяся в Крыму эпидемия холеры. Срывался курортный сезон, ведь ехать в заражённую область решались лишь самые отчаянные. Но настоящим пиратам ли бояться разных там хворестей?
Алексей Рыбников вспоминал, что в самолёте, который летел до Крыма, с ним было ещё пять пассажиров - на весь рейс! По прилёту на полуостров композитор был отловлен режиссёром, который выделил ему пустую комнату со старым пианино и неделю времени на написание саундтрека. Большего ни он, ни киностудия им. Горького дать не могли. В распоряжении Рыбникова оказалось 88 клавиш, некоторое количество отснятого материала и стихи к песням, которые должны были прозвучать в фильме... но о них чуть позже

Работал Рыбников наизнос. Хотя он сам не раз заявлял, что нет лучшего вдохновителя, чем дедлайн, вообразите себе условия такой работы сами: море, солнце, холера и всего неделя сроку. Но композитор с детства любил роман Стивенсона и, несмотря на сжатые сроки, ему удалось создать настоящую симфонию морского приключения... и даже кое-чего сверху.

Здесь нужно сказать, что примерно с 10-ти лет Рыбников систематически обучался музыке, притом - у мэтров. Его первым учителем стал Арам Хачатурян, к которому мальчика-сочинителя (да, Рыбников всегда видел себя композитором и не кем более) привели его родители. Лёша Рыбников принёс Хачатуряну свои сочинения, балет (!) "Кот в сапогах", услышав который глыба советской музыки сразу зачислила школьника в свой класс. Раз в неделю Рыбников посещал занятия наравне со взрослыми студентами. В то же время он поступил в Центральную музыкальную школу. В 1962-м Алексей Рыбников стал стал самым настоящим студентом Хачатуряна в Московской консерватории, которую с отличием окончил в 67-м. В 1969-м он закончил аспирантуру Консерватории по композиции... после чего пришёл к мысли, что симфоническая музыка если не утомила его окончательно, то привела к определённому жизненному тупику. Тому самому, который при определённом угле зрения превращается в развилку...

Пятидесятые-семидесятые годы - время рок-революции. На смену старому звуку приходил новый, с атомной энергией, рвущей всё на своём пути. Рок вдохновил Рыбникова на эксперименты со звучанием, которые он и постарался применить в музыке к "Острову Сокровищ". Саундтрек к этому фильму выделяется на фоне музыки практически всех морских (да и вообще всех приключенческих) лент того периода. Резвая и живая, она насыщена одновременно рок-н-ролльным электричеством и романтическим пафосом моряцкой песни.

Отдельную прелесть придают фильму песни, написанные для него. Для картины были созданы две прекрасные песни: задумчивая баллада "Ах бедный мой Томми..." и лихая моряцкая "Малютка Дженни". Автором текстов для песен стал знаменитый бард Юлий Ким. Ким в тот момент находился в опале из-за своего участия в диссидентском движении, и потому в титрах фильма был указан, как "Ю. Михайлов".
Однако песня о бедном Томми, исполненная
Рафиком Аюповым, вошла в фильм в усечённом виде - без последнего куплета, в котором рассказано о грустной судьбе моряка.

"Малютка Дженни" и вовсе вошла в фильм в качестве инструментальной композиции. Её можно услышать на фоне, скажем, в сцене высадки пиратов на остров Скелета. А должно было всё звучать так:

Отдельно нужно сказать и о записи саундтрека. Рыбникову удалось пробиться на звукозаписывающую студию "Мосфильма", куда незадолго до этого завезли новейшее на тот момент оборудование для многоканальной записи музыки. Именно на нём и был создан саундтрек.

Тон-студия "Мосфильм" сейчас
Тон-студия "Мосфильм" сейчас

Когда я говорил, что фильм Фридмана сделал из Алексея Рыбникова композитора, я нисколько не преувеличил. Услышав музыку к "Острову Сокровищ", режиссёр Ленкома Марк Захаров решился сотрудничать с молодым композитором, что привело к созданию двух подлинных шедевров отечественной музыки - рок-опер "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и "Юнона и Авось".

Кроме того, по ходу работы над саундтреком "Острова..." Рыбников написал одну инструментальную мелодию, которую в дальнейшем не раз играл для друзей и коллег. В конце 70-х, когда композитор получил заказ на музыку к картине "Вам и не снилось...", ему пришло в голову превратить эту самую мелодию в песню на стихи Рабиндраната Тагора. Результат известен...

Все эти работы принесли композитору не только всесоюзную, но и международную славу, сделали его одним из самых известных сочинителей музыки в XX-м веке.

Если вы давно не переслушивали саундтрек Алексея Рыбникова и не пересматривали "Остров Сокровищ" Евгения Фридмана, непременно сделайте это в ближайшее время - Международный День Пиратства, как никак, проходит! А с прекрасной музыкой и прекрасным кино любой праздник станет много праздничней!..

Понравилась статья? Поддержи канал донатом! Донаты поддерживают выход новых материалов!

Если вам понравился материал,приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ!

"ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ" | НАГОТА, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И CОВЕТСКОЕ КИНО

"НЕЗАЧЕМ ЖДАТЬ" | О НОВОЙ ПЕСНЕ ГАРИКА СУКАЧЁВА
Павел Пластинин | Музыка, литература, кино

#музыка #кино #кинематограф #киноискусство #островсокровищ #киноссср #советскоекино #алексейрыбников #пираты #рок