Посмотрела тут «Пассажиры». Многие этот фильм хвалят, но у меня, видимо, профдеформация)))
Актёры, игра, картинка вопросов не вызывают. А по сюжету для меня это фильм про эмоциональные качели и инструкция по погружению в абьюз.
Понятно, что по фильму все кончилось счастьем (ну, насколько это возможно). Однако, если ты хочешь увидеть со стороны схему погружения в деструктивные отношения, то добро пожаловать на просмотр.
Схема довольно простая: создать человеку проблему из которой самому же его и спасать.
Дальше спойлеры⤵️
✴️сначала положительные эмоции
По фильму - радость от того, что девушка проснулась и думает, что путешествие закончилось.
В жизни - ухаживания и конфетно-букетный период.
⛔️девушка уходит в минус, в страх и ужас от того, что она проснулась не вовремя и шансов спастись нет
В жизни - эпизод абьюза или продавливание личных границ
✴️затем снова положительные эмоции - ухаживания от единственного мужчины на борту, влюблённость, секс, удивительные впечатления от выхода в открытый космос
В жизни - просьбы о прощении, сахарное шоу, комплименты и всяческое возвышение
⛔️потом снова в минус - она узнаёт, что тот, в кого она влюбилась, намеренно ее разбудил и обрёк ее на $мерть.
В жизни - более сильный эпизод абьюза, физическое воздействие, оскорбления
✴️ затем просыпается ещё один человек, который сглаживает общую напряженную обстановку. Ведь девушка не хочет прощать обидчика.
В жизни так же - жертва не хочет прощать, но появляются мамушки-нянюшки в лице близких родственников, мамы и подруг, которым можно выговориться, снять с ними эмоциональное напряжение, послушать их «да он не так уж и плох, может ты себе придумала или обстоятельства так сложились. Будь мудрее, ты же женщина»
Это важный этап в жизни, когда важно увидеть происходящее без розовых очков, осознать психологическую травму и проработать ее и всю эту историю со специалистом
⛔️потом чаще всего наступает жизненная сложность, с которой женщине в и без того подавленном и шатком внутреннем состоянии выдержать сложно. Ситуации могут быть разные: потеря работы, финансовые трудности, $мерть или болезнь близкого
В фильме это уже слишком явные сложности с кораблем, которые активируют с новой силой страх $мерти и ужас от происходящего
Иии…
✴️тут объявляется наш демон абьюза, оказывает всяческую поддержку, показывает чудеса рыцарства и мужественности
В фильме это яркий поступок главного героя по спасению и починке корабля.
⛔️в кино все пошло не по плану и главный герой чуть не погиб. Спасла его, естественно, наша героиня. И тут новый психологический крючок - яркие эмоции страха и счастья от спасения. Скакнувший в небеса адреналин и вложение колоссальных эмоциональных ресурсов в человека.
В жизни бывает такое и напрямую - наш демон осознанно или случайно погружает себя в сложную ситуацию, а жертва не может ему не помочь, ведь он совсем недавно поддержал ее и она чувствует, что должна ответить тем же.
А бывает чуть иначе. «Давай попробуем сначала». И жертва соглашается, открывает кредит доверия, эмоционально сильно вкладывается, ведь нелегкая это работа - подавить старые обиды и засунуть поглубже в подсознание прожитую с этим человеком боль.
🆘а дальше наш демон готов дать свободу: уходи, если чувствуешь, что не доверяешь мне как раньше. Уходи, если тебе кажется, что я не изменился. Уходи, я не держу, говорит он, зная, что качели уже достаточно раскачаны и его жертва уже никуда не денется.
Ведь помимо мертвой хватки эмоциональных качелей ее крепко держит целый набор чувств.
Чувство вины перед собой за нестойкость своих решений.
Чувство вины перед своим обидчиком за то, что он хорошо поступает и добр с ней, а она из-за прошлого опыта не может полностью расслабиться и доверять.
Сомнения и надежда на то, что теперь-то все будет иначе, ведь вы столько прожили вместе.
И тому подобное…
В фильме - он нашёл способ вернуть ее в состояние сна и предложил ей.
А что у неё: она знает, что тогда он на всю жизнь снова останется один, а ведь он рассказывал, что чуть не покончил жизнь самоубийством из-за этого - здравствуй, чувство вины. Он палач - она не такая, она не сможет так поступить.
Она привязалась к нему (не зря ж эмоциональные качели так раскачивались)
Она спасла его от смерти - и уже не может оставить его одного, теперь она чувствует ответственность за то как он будет жить дальше. Ну-ка, кто был в созависимых отношениях? Знакомо это чувство?
Итого: он легко лишил ее полноценной жизни, когда понял, что не хочет быть один. Лишил именно ее, потому что она ему просто понравилась.
Она приняла роковое решение в своей жизни: не вернулась в состояние сна и прожила с ним всю жизнь на корабле. По факту, выбрала любить своего убийцу. Здравствуй, стокгольмский синдром. К тому же, эмоциональные качели крепко привязали ее к нему, вот только в этом нет настоящей осознанной любви. Есть травма, которая притягивает к партнеру и не отпускает, если ее не прорабатывать.
Подобные ситуации и являются переломными в деструктивных отношениях. Когда вместо того, чтобы выбирать СЕБЯ и принимать решение исходя из того, что тебе будет на пользу, ты выбираешь ОТНОШЕНИЯ, в которых сложно было от начала до конца.
Именно с этого момента ты погружаешься в абьюз, из которого выползать будешь много лет. И хорошо, если выползешь.
Конечно, в фильме все это облечено во всеобщее спасение, ведь должен быть высший смысл во всей этой истории.
Есть ли там романтика? Любовь? Я уверена, что нет. Ведь у девушки не было выбора. А случившийся выбор мужчины не был осознанным. Просто не было других вариантов. Настоящая любовь строится не так.
#деструктивные отношения #созависимые отношения #пассажиры фильм #разбор фильма #психологический разбор