Костюм, являясь сочетанием пиджака и брюк (жилеты сейчас практически исчезли из-за повсеместного распространения центрального отопления и автомобилей), порождает за всю свою историю совершенно новые правила как стиля, так и назначения костюма.
Прежде чем, как Шехерезада, продолжить дозволенные речи, хочу сказать, что костюм обижен некоторыми совершенно несправедливо. Его мнимое неудобство не его вина, а того, кто выбрал его таким для себя. Хороший костюм сидит на хозяине как влитой, ощущается как вторая кожа, то есть незаметен вообще. А хорошо выбранный хороший костюм делает мужчину очень привлекательным, чрезвычайно стильным и элегантным.
Кроме того, костюм - великолепная возможность для экспериментов и поиска собственного имиджа. Он гораздо больше, чем любой другой предмет гардероба, предназначен для облегчения жизни джентльмена. Костюм очень прост в своей утилитарной основе (хоть и сложен в изготовлении), но в правильном сочетании с рубашкой, галстуком, нагрудным платком и обувью он поистине преображается. Он - костюм. Я уже не говорю о том, кто его надел.
Костюм в том виде, как мы его носим, возник относительно недавно. В Англии, конечно. Началось все со знаменитого денди эпохи Регентства Джорджа Браммелла по прозвищу Красавчик.
Именно он ввёл в моду предвестник нынешнего костюма. Красавчик Браммелл дружил не с кем попало, а с регентом и будущим королем Георгом IV и троллил его, кстати, за лишний вес совершенно беспощадно. За что потом поплатился, конечно, королей лучше не подкалывать, но мы не об этом.
Так вот Браммел, спасибо ему большое, заявил, что его достали пышные придворные бархаты, галуны, золотые вышивки, шелковые обшлага и прочие павлиньи штуки на мужчинах. Вот на картинке еще лайтовый вариант.
И начал ходить, я имею в виду Браммелла, везде во фраке из темно-синего шерстяного сукна. Правда, сшитом на заказ лучшим портным с Сэвил Роу. Мало того, этот дерзкий оппозиционер отказался от коротких штанов до колен с шелковыми чулками и начал носить брюки, ниспадающие на обувь. Божечки мои, что началось! Практически нынешний фейсбук после ареста Навального. Народ брызгался дерьмом друг в друга и в Браммела во всю силу легких. Тогдашние охранители орали, что это вообще мода для конюхов, потому что в таких длинных штанах как раз то ходили ширнармассы, а благородиям в таком был срам. Но Браммелу было чихать. Вот прям так в длинных штанах и во фраке и ехал к королю - на маршрутке и метро с двумя пересадками. От тогдашних ментов откупался как мог, но выдержал. А народ, как это обычно и бывает, прооравшись в соцсетях, то есть в клубах и ресторанах, потихоньку начал переодеваться под Браммелла. А потому как удобно!
Потом в Англии началась Викторианская эпоха и даже этот неяркий наряд Браммелла потемнел в прямом смысле. Причиной этого была не только жуткая засранность Лондона угольной сажей и копотью, но и консервативная промышленная буржуазия, которая как раз народилась и начала ожесточённо зарабатывать бабки и влиять на все подряд, включая шмотки. Так вот буржуазия эта была весьма протестанского толка, если не пуританского, поэтому на красные штаны не делала «ку», а плевала ядовитой слюной, предпочитая носить «немаркое» темно-серое и чёрное.
В городе хорошим тоном стало носить фрак (frock coat) и визитку (morning coat), то есть что-то вроде длинного пиджака с жилетом и брюками, чаще всего все из разных тканей.
Примерно в это же время английская мужская мода форсировала Ла-Манш и благодаря англомании в эпоху Наполеона III стала во Франции повсеместной. Золотые времена для Франции, кстати. Разворот к либеральной экономике, барон Осман с его широкими бульварами Парижа, банкиры Перейр, открытие легендарных универмагов, таких как Old England.
Но парижские бульвары парижскими бульварами, а идея сшить костюмчик из одинаковой ткани в голову пришла все же опять англичанам. А потому как удобно!
Короче, островные любители загородной недвижимости и охоты решили, что в деревне никто не заметит и потихоньку начали в своих поместьях нарушать строгий этикет и шить костюмчики из одинаковой ткани. А может тупо экономили мануфактуру, я не знаю. Над ними и их бесконечными поездками по маршруту Лондон-деревня-Лондон в то время жутко стебался пижон Оскар Уайльд, например, в комедии «Как важно быть серьезным».
Так, остановлюсь. История костюма в моем изложении добралась лишь до 20 века и впереди ещё много интересного. Но времена сейчас суровые, 150 прочтённых букв - высший предел развития правящего поколения, а я вон сколько настрочил. А практической пользы и погыгыкать не обеспечил.
Поэтому про лейбористов, войну, золотой век костюма, революцию в нем, переосмысление и крутой заход в 21 век в следующий раз.
Не жадничайте, лайкайте, это совершенно бесплатно и нетрудно.
А подписаться на мой канал даже приятно и полезно :)