После моего предыдущего очерка я, в сотый раз, с огромной горечью убедилась в том, что советский менталитет отсекает людей от русской истории (за вычетом, знамо дело, болтающихся в пустоте эйзенштейновского "царя Ивана" и гоблинских "Молодей"). Мы до сих пор пожинаем то, что большевики всерьез пытались начать историю с 1917 года.
"Вам так неприятно использовать актуальное последние 70 лет русское название бывшего Кранца - Калининград? Давно уже не Кранц, и на королеву Луизу местным жителям плевать с высокой башни".
Неважно, кто и где это написал. (Путая Кранц с Кёнигсбергом). Но задуматься необходимо. Почему не, скажем "это давно не Пруссия, жители едва ли думают о чужой им давно забытой королеве"? Почему вот это "плевать", эта подсознательная злобная агрессия?
Между тем, по счастью, городу отнюдь не безразлична королева Луиза, этот образец мужественной, прекрасной и принципиальной Государыни. Королева Луиза по прежнему царит над Кранцем, уже - добрым ангелом русского населения.
И то сказать - разве русские люди чужие ей?
Королева Луиза - везде и во всем. В кафе вам предложат ее "любимое блюдо" (хотя есть подозрение, что собственное пристрастие к этим блюдам могло Государыню немного удивить). В сквере Королевы бережно охраняется дерево, посаженное в память матери августейшим сыном.
Вензель Государыни (тоже в сквере) - очевидно недавней и русской работы:
В бювете Королевы - удивительно вкусная вода. Я тоже, как все здесь, каждый день за нею ходила.
Бережно сохраняется дом XVII столетия, служивший в ту пору почтовой станцией:
Тяжело больную воспалением легких королеву остерегали от зимнего пути по Куршской косе. Надо сказать, в ту пору коса еще переживала последствия экологической катастрофы - вырубку лесов. Дорога была предельно опасна. Но Государыня вверила себя и детей Господу, а не милости Узурпатора.
Но много хуже этих испытаний оказалось другое: переговоры со злейшим врагом, которые королева взяла на себя. Смешные историки отмечают, что де после встречи с Узурпатором королева Луиза заметила, что он оказался "не таким уж чудовищем". Ну да, разумеется: женщина, окруженная шпионами, должна была в обстановке фактической капитуляции говорить то, что думает.
Она не дожила до разгрома Узурпатора, до входа союзных войск в многострадальный Париж, до присутствия симпатичного ей "молодого Геракла" Александр Павловича на победном молебне под открытым небом, до величайшего из установлений христианских правителей - Священного Союза.
Она умерла 34-х лет от роду, будучи матерью восьмерых детей. Вскрытие показало, что сердце ее изнемогло от испытаний и горя.
Она не дожила. Но, обозревая Париж с Монмартра, маршал Гербхард фон Блюхер не нашел иных слов, кроме: "Луиза отомщена!"
В тяжкие дни королева Луиза была гостьей в нашей стране, в прекрасном Санкт-Петербурге. А сейчас, волею судеб, Россия стала одним из ее домов.
А завершить этот очерк мне хотелось бы словами Ее Величества, сказанными в горькое время:
Добро миру принесут только добрые люди.
О том, что еще мне понравилось и не понравилось в Кранце -
продолжение следует
Изображения - мои а также заимствованные из открытого доступа