На днях наткнулся на прекрасное стихотворение средневекового персидского мистика-суфия Джалаладдина Руми, который нам в такой форме как раз рассказывает о том, что ум управляет нами, а вовсе не наоборот:
Сказал властитель, встретив мудреца:
«Мы чтим в тебе духовного отца.
О суфиях заботы нам не чужды, —
Скажи, какие ты имеешь нужды?»
А тот «Я обеспечен всем вполне,
Ведь двое слуг прислуживают мне,
Из коих каждый в сане столь великом,
Что сам приказы отдает владыкам!»
А царь в ответ: «Сколь речь твоя странна!
Я им служу?! Но как их имена?»
Мудрец ему: «О да, свои веленья
Тебе диктуют Гнев и Вожделенье.
Ты думаешь — над нами ты царишь,
А сам всечасно волю их творишь,
Лишь царское себе присвоив имя.
Но настоящий царь владеет ими!»
"Настоящий царь" здесь — это и есть Ум. Который через мысли в вашей голове диктует вам свою волю, направляет в незримые и даже вполне реальные битвы. Гнев и Вожделенье — это лишь две из множества битв, в которые он может нас посылать. Но автор верно выделил — они одни из самых мощных по силе воздействия на человека.
Интересно также, что суфий в этом стихотворении утверждает, что Гнев и Вожделенье не просто под его контролем, но даже и прислуживают ему!
Суфии — это средневековый исламский орден мистиков-"искателей Бога", которые в этих поисках практиковали многое из того, чему до сих пор учат в некоторых буддийских монастырях. В первую очередь -- наблюдение за собой и движениями "своего" Ума.
Существует латинское крылатое выражение "Iuppiter iratus ergo nefas", которое в русском переводе звучит примерно так: "Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав".
Впервые оно появилось в одной из сатир древнегреческого писателя Лукиана (II в.), в которой он описывает спор между Прометеем и Зевсом (римский вариант Зевса — Юпитер). Когда разгневанный Юпитер, не в силах убедить Прометея, прибег к последнему «аргументу» — схватился за громовую стрелу, чтобы метнуть молнию в своего оппонента, Прометей сказал: «Ты берешься за молнию вместо ответа, — значит, ты не прав».
Когда человек объят гневом — он не только "не прав", он вообще не принадлежит себе. Это случается не только когда не хватает аргументов, но и когда просто Ум решил повести человека в бой (чтобы в том числе потом собрать его энергию, потраченную в результате этого боя).
Виктор Пелевин описал это в своей книге "SNUFF" примерно так:
"Когда вы чувствуете гнев или боль, вы появляетесь. Вам кажется, что есть кто-то, кто ими охвачен — и дальше действует и страдает уже он.
Вы просто не знаете, что не обязаны реагировать на эти ощущения и мысли. А реакция начинается с того, что вы соглашаетесь считать их своими. Но химический бич, щелкающий в вашем мозгу, вовсе не ваш высший господин. Вы просто никогда не подвергали сомнению его право командовать. Если вы научитесь видеть его удары, они потеряют над вами власть. А видеть их можно только из одного ракурса — когда исчезает тот, кто принимает их на свой счет. "
Удары этого "господина" — это удары "вашего" Ума по вам же самим!
Дальше Пелевин пишет так:
"Пока вы глядите на мир с кочки, которую научились считать «собой», вы платите за нее очень высокую арендную плату. Но что вы получаете взамен? Вы даже не знаете, какие бичи погонят ваше «я» в его кошмарное путешествие через миг…"
Понимаете, да?! Вы истинный — вовсе не тот персонаж, кем вы привыкли себя представлять. Нужно учиться останавливать "ядовитые уколы ума", и тогда вы сможете просто наблюдать весь "внешний мир" во всём его великолепии и красоте! Стать не участником бесконечных битв, а благодарным и восторженным наблюдателем.
Мне лично в тишине "уколы ума" кажутся надоедливыми мухами, которые меня атакуют, а я их усилием воли отгоняю. Можно их представить и как комаров, так даже точнее (ибо они, в сущности, вампиры, как и ум).
Когда достаточно долго их отгоняешь, на некоторое время они успокаиваются, и тогда можно просто наблюдать происходящее, не вовлекаясь в процесс.
Процитирую вам кусок из другой книги Виктора Пелевина "Искусство лёгких касаний", описывающий как раз метод наблюдения за Умом:
"– Можно ли как-нибудь постичь эту таинственную сущность, которой поклонялись в Нотр-Даме восемнадцатого века? – спрашивает Голгофский. – Можно ли ясно ее увидеть?
Учитель медитации некоторое время размышляет.
– Постичь её сложно, – отвечает он. – Вернее сказать, её постижение ничем не отличается от самоисследования. А увидеть её гораздо проще, чем думают мексиканские колдуны. Есть совершенно безопасный и даже немного смешной опыт, через который проходит любой медитатор, пытающийся успокоить сознание. Этот опыт называют «monkey mind».
– Обезьяний ум? – переспрашивает Голгофский.
– Именно. Ум, оглушенный внезапно наступившей тишиной, начинает отчаянно скакать с ветки на ветку и верещать: о чем угодно, лишь бы не исчезнуть в безмолвии… В такие минуты вы не то что его видите, вы никуда не можете от него скрыться."
Вот это и есть те самые "мухи" или "комары", о которых я писал выше!
Наверняка же вы сталкивались с этой неумолкающей в вашей голове мыслемешалкой, которая может легко отвлечь вас даже от того, о чём вы думали секунду назад!
Далее Пелевин рассуждает о возможности борьбы с Умом:
"– Но ведь медитаторы как-то борются с этим обезьяньим умом, – говорит Голгофский. – Иначе в чем смысл медитации?
– С обезьяньим умом невозможно бороться, – отвечает монах.
– Почему?
– Потому что этой борьбой немедленно начинает заведовать сам обезьяний ум."
То есть, бороться с Умом толком невозможно, однако.. можно научиться его контролировать — это, вероятно, и есть то, о чём в стихотворной форме пытался сказать нам Руми!
Дальше Пелевин продолжает мысль словами своих героев:
"– Значит, летуна нельзя одолеть?
– Нельзя. Но когда появляется опыт, в этом отпадает необходимость. Медитатор просто исчезает.
Голгофский не вполне понимает, о чем речь.
– И что тогда?
– Тогда начинается другое. Совсем другое… Ваше внутреннее пространство заполняет твердая, как алмаз, ясность, в которую эта сущность не может проникнуть.
– И? – с интересом спрашивает Голгофский.
– Все меняется, – отвечает монах. – Вы как бы сидите в ярко освещенной стеклянной комнате, а за стеклом… Если продолжить ваше сравнение с «летуном», за стеклом летает нечто темное. Иногда оно кидается на стекло – но не способно попасть внутрь… Потом оно начинает сгущаться в самом центре вашей комнаты, но свет выталкивает его и оттуда…"
Понимаете, что вам нужно научиться делать?
Заполнять свою внутреннюю суть Светом!
Тогда Ум не сможет туда проникнуть, если только вы сами этого не пожелаете.
Заполняйте себя Светом!
Ну и далее -- финал этой беседы героев Виктора Пелевина:
"– Вы видели это существо, и оно не показалось вам страшным? – спрашивает Голгофский. – Эта темная тень, безжалостный архонт, страшное черное покрывало…
– Скорее просто большой ночной мотылек, – пожимает плечами монах. – Можно увидеть его как угодно. Лично мне он не страшен. Он скорее красив. И не просто красив, он источник того, что мы называем красотой. Мы обязаны ему всем, даже вот этими вашими описаниями «летуна», «архонта» и «хищника». И если в иные моменты он начинает бить нас по лицу своими мягкими крыльями, то это не со зла…
– А с чего тогда?
– Мотыльку кажется, что его выгнали из домика, и теперь там происходит какое-то бесчинство. Например, зажгли ослепительный свет. Или жгут тряпки и смеются… Но если объяснить ему, что через некоторое время его впустят назад, он может даже оставить нас на время в покое.
– А если начать с ним воевать?
– В этом случае мотылек становится кошкой. Как ведет себя кошка, прикорнувшая у нас на коленях? Мы сбрасываем ее на пол, она обиженно прыгает назад, и так неограниченное число раз. Если объявить её хищником – что вообще-то чистая правда – и начать с ней борьбу, царапины гарантированы. Есть другой вариант, про который вы упоминали – обожествить ее и начать ей молиться. Тогда она будет охотно принимать от вас разные вкусняшки – и царапать вас в ответ. Искусству верного обращения с кошкой нужно учиться всю жизнь. То же касается и думающего ума.
– Так что же, – спрашивает Голгофский, – по-вашему, Разум скорее не летун, а кошка?
Монах кивает.
– Но это не та кошка, которую приручили мы, – говорит он. – Это кошка, приручившая нас."
Так что, вероятно, правы были те, кто считал, что котики — истинные хозяева этого мира! Но верно: с кошкой, как и с Умом, нужно учиться обращаться всю жизнь, чтобы не быть исцарапанным.
Но можно и научиться на время освобождаться от царапин кошки или укусов мотылька. Для этого вам нужно научиться впускать в себя Свет, а также научиться объяснять мотыльку (или кошке), что вы его лишь временно попросили погулять и скоро пустите назад!
Попробуйте во время медитаций мысленно разговаривать с Умом. Вежливо, но уверенно. Поверьте, он это понимает и учитывает вашу волю!
Сразу надолго у вас не удастся освобождать сознание от "уколов ума", это нормально. Но со временем при наличии практики у вас будет получаться всё лучше и лучше, и вы почувствуете, какое это блаженство — хотя бы на время освобождаться от его укусов! Более того, после такой практики даже после возвращения "котика" назад к вам, ваше мышление будет становиться с каждым разом всё чётче и яснее.
#выход из матрицы #философия #тайнымира #тайныезнания #матрица #познайсебя #управлениереальностью #ум #эзотерика #философия
Ещё на эту тему у меня можно прочесть материалы здесь, здесь и здесь.
===================================================
А Здесь вы можете прочитать описание и записаться на мою авторскую экскурсию по масонской Москве и Швивой горке:
Здесь -- моя экскурсия по уникальной Ивановской горке:
А здесь -- экскурсия по Замоскворечью: