На днях с подругой, работающей в доме мод, до крайности удивились, увидев лежащую у её коллеги сумку марки-конкурента (и я бы даже сказал врага).
Оказалось, что одолженная на вечер возмутительница спокойствия была куплена подругой ещё 10 лет назад, и с тех пор не только не потеряла вида, но и не упала в цене.
И тут я, как Кэрри Брэдшоу, которая, кстати, как-то изрекла, что предпочитает вкладывать деньги туда где их видно - в свой гардероб, задумался о цене, ценности и инвестициях.
Рассказы о том, как разумно вкладываться в драгоценности, недвижимость, акции, золото и т.п. идут давно, но что, если дизайнерские сумки, окажутся не менее удачным вложением?
Вспоминается, как однажды работал с девушкой, бывшей, скажем так, спутницей состоятельного человека. И как печально было разбирать гардеробную, от части которой было необходимо избавиться и выставить на продажу. Плакала она над каждой туфлей, как над малым дитём. Но при этом сумма, вырученная за дизайнерские вещицы, была внушительной, во всяком случае достаточной, чтобы привести себя в порядок после расставания, диверсифицировать собственные активы и обрести счастье с новым ухажером.
Еще лет 15-20 назад многие из клиентов аукционных домов в основном выставляли на торги совершенно традиционные активы вроде антикварной мебели, керамики или старинных полотен. И мало кто думал, что лежащие в шкафах сумки могут оказаться не менее ценными.
Тем не менее, сегодня с аукционов регулярно продают сумки Chanel и Louis Vuitton за тысячи фунтов стерлингов. Редкие издания могут стоить еще больше: в июле прошлого года Bonhams продал подержанную Hermès Birkin Black Togo 35, принадлежавшие самой Джейн Биркин, за 119 000 фунтов стерлингов (143 334 доллара США), что почти в восемь раз превышает первоначальную оценку Bonhams в 15 000 фунтов стерлингов.
Немного особняком будут стоять коллекции-коллаборации. Например, когда в 2009 Kanye West создавал совместную коллекцию кроссовок с Louis Vuitton нашлись люди которые купили разные модели и размеры, и хранили их нетронутыми в коробках. А спустя 10 лет выставили их на продажу и получили отличную прибыль.
Было время, когда к аукционистам приходили пары и парень выдавал что-то в духе: «ну, она думает что эти её сумочки чего-то стоят..». Больше таких слов аукционисты не слышат, почти все осознали что в сумках есть ценность. Вероятно, не в том понимании, как в случае с ювелирными украшениями (хотя драгоценные камни и золото в сумках не редкость), но сумки, наконец, стали цениться, превратившись из чисто утилитарного предмета во что-то вроде красивого Арт-объекта с увеличенным сроком службы.
В прошлые годы роскошные сумки от других брендов, кроме Hermès, не считались чем-то, чья стоимость может увеличиваться со временем, или даже вообще классом активов. Есть даже популярное выражение: «It’s not a bag it’s a Birkin» - «Это не сумка, это Биркин».
Глобально, это все еще так: за исключением Birkin и Kelly, чьи дефицитные запасы (упразднённый ныне лист ожидания и долгий производственный цикл) долгое время подпитывали наценки на вторичном рынке, большинство сумок продолжают обесцениваться после покупки. Да, это так, что с брендовыми сумками, что с автомобилями и драгоценностями. Если то или другое не имеет исторической или культурной ценности (как образец высокого ювелирного искусства, например), то выйдя из дверей условного Cartier вы сразу потеряли процентов 30.
По мере того, как цены на первичном рынке растут, Chanel, например,только за прошлый год 3 раза поднимали цены, и сделали это снова в марте 2022 (что означает что некоторые из сумки стоят почти вдвое дороже чем в 2019 до пандемии), а ведущие бренды предметов роскоши ужесточают дистрибуцию (и все те же Chanel стали нормировать покупки и теперь отпускают по одной классической сумке в руки за год), сумки в перепродаже становятся дороже, а некоторые модели популярных брендов сохраняют значительную часть своей розничной стоимости как на аукционах, так и на ресейл платформах в Интернете.
На сайте комиссионных продаж предметов роскоши The RealReal средние цены на дизайнерские сумки с начала года выросли на 26% по сравнению с 2019 годом, что примерно отражает более широкий рост на первичном рынке. (Согласно исследованию BoF Insights, в США средняя цена на дизайнерскую сумку выросла на 27% с 2019 года). А в ситуации с наиболее востребованными брендами, Hermes, Chanel и Louis Vuitton, аж на 55%.
Например, Chanel и их классическая Flap Bag среднего размера в идеальном состоянии, так вообще может быть продана по цене выше текущей розничной стоимости, согласно сайту перепродажи. И даже со следами износа эта модель стоит в среднем 74% от текущей розничной цены.
Ценовая лихорадка
Большая часть этого сдвига связана с более широким ростом цен на первичном рынке.
Например, классическая сумка Chanel Flap Bag среднего размера, которая в 2013 году стоила 4400 долларов, сегодня стоит в магазинах почти 10.000.
Да, вы можете купить сумку Hermès, продать ее через несколько лет и получить прибыль, но существуют другие бренды, где вы прибыль не получите, но на самом деле у вас будет сумка в течение многих лет и вы по-прежнему сможете получить 80 процентов от первоначальной стоимости на вторичном рынке. И это при том, что вещь не теряет утилитарной функции.
Особенно интересна ситуация может быть для людей, которые купили сумку 10, 20 лет назад, даже не задумываясь о том, что однажды они смогут продать ее - ведь можно учесть при этом разницу курсов валют, и, например, tax free…
“Сейчас сумки прибавляют в цене быстрее и опережают не только инфляцию, но и некоторые другие активы”. сказала Синтия Хоултон, глобальный руководитель отдела моды и аксессуаров Sotheby’s.
Самые эксклюзивные бренды помогли дизайнерским сумкам стать категорией для аукционных домов. Такие как Sotheby’s и Christie’s продают аксессуары за значительные суммы. Всплеск популярности побудил исследовательское подразделение компании по недвижимости Knight Frank представить сумки в качестве одного из отслеживаемых классов инвестиций в своем ежегодном индексе инвестиций в роскошь в 2020-21 годах, присоединив, среди прочего, часы и марочные вина.
Сумки Hermès долгое время продавались по самым высоким ценам на вторичном рынке, но другие крупные бренды все чаще догоняют их.
Сайты перепродажи претерпели аналогичные изменения. До пандемии Covid-19 рынок онлайн-перепродажи быстро рос благодаря появлению специализированных сайтов по перепродаже предметов роскоши, таких как The RealReal, Hardly Ever Worn It (HEWI) и Rebag. Времена меняются и покупка подержанных предметов роскоши уже не несёт клеймо умаления качества вещи или приобретателя. Немалую роль в этом играет и культура ответственного потребления - купить сумку бывшую в употреблении уже не синоним нищебродста, а чуть ли не гол престижа, потому что делается это под эгидой «забота о планете». В Азии эта практика набирает всё большую популярность
Во время пандемии спрос на самые эксклюзивные бренды на рынке перепродажи вырос, поскольку многие покупатели перенаправили свои дискреционные расходы с ресторанов и путешествий, на такие предметы, как дизайнерские сумки, отдавая предпочтение роскошным моделям и классическому стилю, которые, по их мнению, сохранят свою культурную значимость в течение длительного периода времени.
Из-за меньшей доступности на первичном рынке, всвязи с ограниченностью цепочек поставок, задержками с доставкой, запретами на поездки и закрытия магазинов, приток новых клиентов обратился на рынок перепродажи, чтобы заполучить вожделенные вещи.
Множество марок уже и так жестко контролировали дистрибуцию, и перепродажа была единственным способом получить доступ к продукции для многих новых покупателей.
Да, официально вещь может быть в коллекции и есть, но все раскуплено, зарезервировано для клиента, а то и просто просто припрятано в ожидании определённых людей. Не стоит думать, что торговля, так сказать, из-под прилавка прерогатива исключительно СССР, в любой стране у персонала найдется подруга друга, начальник мужа или просто желание чуть подзаработать.
Есть и вещи, которые изначально нормируются и делается их мало - как сумки Constance от Hermes. Просто прийти и выбрать любой цвет не выйдет, если повезёт и они будут в наличии, то может оказаться не серый как вы хотели, а условный лимонно-жёлтый и карамельно-розовый - да - да, нет - нет.
Либо как в случае, скажем, с каркасным багажем и сумками Trunk от LV, которые производятся в ограниченном количестве в год. Причём неважно большой это дорожный сундук или крошечная сумка в которую андезит лишь кредитка.
Например, сумка Saint Louis от Goyard сохраняет более 90 процентов розничной стоимости в среднем на RealReal, даже при активной носке, говорится в сообщении платформы.
Ситуация с теми немногими брендами, которые держатся в стороне от электронной коммерции, рынку перепродаж на руку - отличный способ не ждать и получить, то что хочешь прямо сейчас.
Сейчас цены на сумки на вторичном рынке начинают стабилизироваться, поскольку многие покупатели возвращаются к привычкам расходов, существовавшим до пандемии. Но спрос на сумки не показывает никаких признаков замедления в ближайшем будущем.
Доступность в продаже и цена сумки будут определять, какую часть ее розничной стоимости она сохранит при перепродаже. Но то, что происходит в магазинах — и продукты, которые продвигают самые востребованные бренды, — может довольно быстро изменить динамику.
Примерно за шесть месяцев до того, как летом 2018 года Dior перезапустил свою сумку Saddle, Bonhams выставили на аукцион винтажное фиолетовое седло в страусиной коже по цене около 300 фунтов стерлингов. Никаких предложений не поступало. Однако после переиздания, сумку выставили вновь и она была продана почти за 2000 фунтов стерлингов.
Тренды против классики
На сайте перепродажи предметов роскоши HEWI средние цены продажи сумок Prada и Fendi в этом году выросли на 48% и 78% соответственно по сравнению с прошлым годом. Директор по продажам Натали Куруджи объясняет всплеск перезапуском винтажных моделей, таких как багет Fendi и нейлоновая линейка Prada, а также повышенным интересом к сумке Fendi Peekaboo.
При этом средняя цена продажи багета Fendi или сумки Peekaboo в HEWI остается на уровне около 1000 фунтов стерлингов по сравнению с примерно 2000 фунтов стерлингов за багет или 4000 фунтов стерлингов за сумку Peekaboo в магазинах Fendi. А вот в случае с Chanel и Hermès покупатели готовы платить гораздо больше, близкую к рыночной цену. В конечном счете, самые эксклюзивные бренды — с точки зрения цены и дефицита — это те, которые пользуются наивысшим уровнем желанности.
Если мы говорим о брендах вроде Chanel и Louis Vuitton, не последней причиной по которой самые классические сумки сохраняют и растут в цене, заключаются в том, что бренду требуется много времени, чтобы завоевать такое доверие, создать провенас и своеобразный культ вокруг вещи - за ночь такое не сделаешь.