Найти в Дзене

Брендовый символизм Versace

Одним из самых узнаваемых элементов имиджа Versace стал древний орнамент, который знаменитый кутюрье раз за разом наносил на свои творения. Джанни несомненно очень любил этот узор, именуемый меандром. И будучи человеком тонкой организации, вхожим во многие недоступные обычному смертному круги, он вряд ли выбрал его случайным образом. Орнамент меа́ндр (греч. μαίανδρος) появился несколько тысяч лет назад на острове Крит и связан с лабиринтом Минотавра (Кносский дворец). Символически он передает путь, пройденный Тесеем, героем Древней Греции. Свое название орнамент получил от реки Меандр (теперь - Большой Мендерес), протекающей в Малой Азии (ныне Турция). Сенека писал об этой реке, что она - "предмет упражнений и игры для всех поэтов, вьется частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самое" (Сенека. Письма к Луцилию CIV:15). В лабиринте мы видим превращение квадрата в круг. При этом квадрат символизирует Землю, а круг - Небес

Одним из самых узнаваемых элементов имиджа Versace стал древний орнамент, который знаменитый кутюрье раз за разом наносил на свои творения. Джанни несомненно очень любил этот узор, именуемый меандром. И будучи человеком тонкой организации, вхожим во многие недоступные обычному смертному круги, он вряд ли выбрал его случайным образом.

Бренд  Versace. Векторный меандр
Бренд Versace. Векторный меандр

Орнамент меа́ндр (греч. μαίανδρος) появился несколько тысяч лет назад на острове Крит и связан с лабиринтом Минотавра (Кносский дворец). Символически он передает путь, пройденный Тесеем, героем Древней Греции. Свое название орнамент получил от реки Меандр (теперь - Большой Мендерес), протекающей в Малой Азии (ныне Турция). Сенека писал об этой реке, что она - "предмет упражнений и игры для всех поэтов, вьется частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самое" (Сенека. Письма к Луцилию CIV:15).

В лабиринте мы видим превращение квадрата в круг. При этом квадрат символизирует Землю, а круг - Небеса. Таким образом, перед нами попытка примирения двух сфер, двух миров.

Меандр может состоять только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жесткость. И это важно. Потому как прямизна, прямой путь, символизирует добродетель. В целом же узор меандра выражает собой вечность, это непрерывная линия жизни, бесконечно повторяющая свои изгибы: вверх - вниз, вправо - влево, вперед - назад.

Путь Тесея означает обряд посвящения - столкновение с Минотавром, т.е. смертью, после чего для посвящаемого начинается новая жизнь. Смена направлений движения в лабиринте передает это значение следующим образом: движение налево противоположно движению солнца и ведет к смерти, тогда как движение направо соответствует движению солнца и ведет к жизни. Иначе говоря, в инициации отражены символические смерть и новое рождение.

Лабиринт образно передает процесс поиска себя, становления собственной индивидуальности. Он символизирует взросление, созревание, в процессе которого человек, превращаясь в цельную многогранную личность, находит свой смыслообразующий центр.

Меандр наделяется чудодейственными защитными свойствами. Основу этого верования составляет убеждение в том, что злые духи способны передвигаться лишь по прямой, и следовательно, во множестве поворотов и изгибов лабиринта они попросту заплутают.

Лабиринт служит обозначением тайны. И здесь важно такое понятие, как мистерии. Само слово "мистерия" (от др.-греч. μυστήριον) переводится с древнегреческого языка по-разному: "быть закрытым", "быть с закрытыми глазами", "молчать" - и означает тайну или таинство. Некоторые исследователи возводят понятие мистерии к слову "мышь" (от др.-греч. μῦς). И довольно часто этот зверек является символом тайны.

Другое название мистерий - оргии (от греч. ’όργια - "тайное ночное священнодействие", "жертвоприношение"). Впоследствии к оргиям стали относить культы и священнодействия, при которых участники приходили в состояние экстаза.

Участвовать в мистериях (а не в приготовлении к ним) могут только посвященные - мисты, которые под страхом смерти должны хранить молчание об увиденном и услышанном в ходе священнодейства. Мистерии посредством религиозных практик, в том числе жертвоприношений и ритуалов, проводят миста через символическую смерть к возрождению и последующему бессмертию. К слову, жертвоприношения могли быть и человеческими (по меньшей мере до 4-го в. до н.э.), например, в культах Кроноса (Сатурна), Диониса, Афины и Артемиды.

Как тут не вспомнить загадочный фильм Стенли Кубрика "С широко закрытыми глазами", а также обряд возведения в масоны, когда посвящаемому завязывают глаза, заставляют переживать символическую смерть, а затем грозят самыми страшными смертными карами в случае разглашения тайн Братства.

Любопытен тот факт, что в древности на Крите все, кто принимал участие в религиозных молениях и присутствовал при жертвоприношении, в том числе мужчины, одевали женское платье. Позднее все мисты города Элевсина, известнейшего религиозного центра, главного места поклонения богиням Деметре и Персефоне, в котором проводились соответствующие мистерии, носили миртовые венки невест с алмазом посередине, а также повязки пурпурного цвета на правой руке и левой ноге. Пурпурный цвет у древних греков был символом смерти. На эзотерическом уровне это означает, что каждый из мистов должен обрести новую духовную личность. Кроме того, венки обеспечивали своим носителям покровительство верховной жрицы, которая в служении носила имя богини Ариадны ("Наичистейшей", "Наисвятейшей").

В Элевсинских мистериях было три степени посвящения, на первой из которых находились мисты. Они допускались к малым мистериям. Тогда как великие мистерии, длившиеся до десяти дней и состоявшие из драматических представлений, сюжетом которых были события из жизни богов, допускали присутствие одних только эпоптов (греч. έπόπτης - "созерцатель"). И лишь последние могли стать мистагогами, т.е. войти в число служителей, проводящих посвящения.

Для прошедших Элевсинские мистерии характерны черные одежды в память о скорби Деметры по ее дочери Персефоне, похищенной владыкой царства мертвых Аидом, хотя успешное завершение таинств, по традиции, требовало белых облачений.

Считалось, что ход церемонии и условия, на которых соискатели допускались к посвящению установил сам Гермес. Правда, информации о содержании мистерий очень мало. Известно, что посвящение в мисты сопровождалось пляской вокруг посвящаемого. Положенные мистерии гимны пелись высоким ("женским") голосом, даже когда исполнителем был мужчина. Также, согласно дошедшим до нас сведениям, кульминационным моментом Элевсинских мистерий было подобное вспышке явление богини Деметры, которое воспринималось участниками священнодейства как неизъяснимое блаженство, экстаз, - пронизанная ярчайшим светом фигура божества поднималась над землей. И здесь, возможно, немаловажным является тот факт, что во время мистерии мисты, пребывавшие до этого в посте, вкушали так называемый кикеон (от др.-греч. κυκάω - "размешивать, смешивать") - напиток на основе измельченного жареного ячменя с добавлением трав. Переживший такой опыт человек полностью внутренне преображался, его наполнял неизреченный покой, и, помимо тайных знаний, он получал, как было принято думать, истинное осознанное бессмертие души.

Возвращаясь к меандру, отметим, что в Европе античный орнамент обретает новую жизнь в наполеоновской Франции, когда в искусстве складывается стиль ампир (от фр. empire - имперский). При Наполеоне Бонапарте (1769 - 1821) Париж наполняется древнегреческой классикой. Во дворцах появляются "меандровые гостиные" и "меандровые кабинеты". Дамы носят платья, похожие на туники, и делают прически "a la grecque" с золотыми обручами, украшенными меандром.

Древний узор был широко воспринят Вольными Каменщиками. Нередко его помещают на масонских перстнях и браслетах. Используется он и в декоре внутреннего убранства масонских храмов, выражая, помимо прочего, неразрывную братскую цепь.

Следует упомянуть, что правление Бонапарта стало "золотым веком" масонства. За 18 лет, что он был у власти, количество масонских лож увеличилось с трехсот до 1220-ти. И это неудивительно. Наполеон вырос в масонской среде: масонами были его отец и трое братьев. Даже жена Наполеона, императрица Жозефина де Богарне (1763 - 1814), была инициирована в страсбургскую женскую ложу и некоторое время занимала должность Великого Мастера.

В знак особого почтения во многих масонских храмах были установлены бюсты императора, и любая его критика резко порицалась.

Другой несколько шокирующей и безусловно запоминающейся частью бренда Versace является Медуза Горгона.

Бренд Versace. Круговой меандр с головой Медузы Горгоны в центре
Бренд Versace. Круговой меандр с головой Медузы Горгоны в центре

Само слово "медуза" (от греч. μέδω) происходит от понятий "охранять", "покровительствовать", "властвовать". Горгона (скорее всего, от греч. γοργός - "грозный", "ужасный") означает змееволосое чудовище. Таковыми были три сестры, порожденные морскими божествами. Две из них обладали бессмертием. И лишь одна не имела такого дара. Ею и была Медуза Горгона, наделенная, впрочем, другими особыми свойствами - взгляд на ее лицо обращал человека в камень.

Победу над Медузой смог одержать Персей, предок Геракла, что называется "герой без страха и упрека". В этом ему помогли кривой нож Гермеса и отполированный щит Афины. Упомянутые боги проявили к Персею благоволение.

Персей поместил голову Медузы на щит, после чего все еще живая голова продолжала убивать, но теперь уже врагов Персея. Отсюда возникло представление о том, что она защищает своего обладателя от зла. В изобразительном искусстве существует такое понятие, как горгонейон - маска-талисман от сглаза с изображением головы Медузы Горгоны, которым в период античности украшались здания и различные вещи, в том числе монеты.

Считалось также, что Александр Македонский именно с помощью головы Медузы Горгоны покорил народы, построив свою великую империю.

Эгида - щит Афины с помещенной на него головой Медузы Горгоны
Эгида - щит Афины с помещенной на него головой Медузы Горгоны

Однако, согласно поздней версии мифа, переданного Овидием в его "Метаморфозах", Медуза вовсе не была чудовищем от рождения. Ее превращение в горгону стало результатом гнева Афины за нарушение обета безбрачия. Дело в том, что Медуза была жрицей храма Афины, в котором ее и настиг Посейдон. Святотатство не могло не получить возмездия: не только Медуза, но и две ее сестры превратились в чудовищных существ со змеями вместо волос. Изначально же Медуза была прекрасной девой.

Существует мнение, согласно которому Афина не просто покарала Медузу, но и защитила ее. Никто больше не мог с вожделением разглядывать ее роскошные волосы и красивое лицо. Никто не мог учинить в отношении нее насилие.

Таким образом, Медуза выражает собой попранную женственность, погубленную красоту, разрушенную гармонию. Не странно ли, что модный дом Versace избрал для себя именно этот образ? А, может быть, это и есть та идеология, которой сознательно придерживался Джанни? Идеология, в соответствии с которой подлинная женственность, как и истинная мужественность, должна быть отринута и заменена суррогатом сексуальности. В одном из интервью Версаче прямо заявил, что делает "одежду для работниц эскорта". Последующее развитие модного дома привело к тому, что в настоящее время Versace под руководством Донателлы постоянно бросает вызов публике, выпуская на подиум андрогинных моделей, вес которых близился к критической отметке. Их называют скелетами в откровенных нарядах. Да и метаморфозы во внешности самой Донателлы как будто приближают ее к избранному в качестве бренда Versace прототипу.

Что касается символизма в изображении самой Медузы Горгоны, то наибольшего внимания заслуживают змеи на ее голове (змеи же рождаются и из ее крови). В античной Греции змея, наравне с совой, была священным животным уже упоминавшейся выше богини мудрости Афины. Последней приписывалось покровительство священным змеям. Кроме того, змея служила символом бога врачевания Асклепия - она извивалась на посохе этого божественного целителя, которого называли Змееносцем. Близок образ змеи и Гермесу с его кадуцеем, жезлом, обвитым двумя обращенными друг к другу змеями, выражающими примирение двух противоположных начал.

Камень, в который обращал человека взор Медузы, отсылает нас к культу Кроноса-Сатурна и связан с состоянием профана (непосвященного). А поскольку для того, чтобы победить Горгону, Персею потребовался нож Гермеса, мы можем заключить, что для овладения высшей мудростью и обретения исключительных качеств необходимы тайные знания, связанные с именем этого древнего божества. Такие знания, в свою очередь, на протяжении всей истории человечества хранятся в недрах организаций, доступ в которые имеет далеко не каждый.

Современное феминистическое переосмысление древнегреческого мифа о Медузе Горгоне привело к тому, что 13 сентября 2020 года в Нью-Йорке напротив здания уголовного суда в манхэттенском сквере была установлена бронзовая версия скульптуры работы Лучиано Гарбати, на которой Медуза Горгона изображена с отрубленной головой Персея. Кстати, упомянутое здание уголовного суда - это место, где вершилось правосудие над скандально известным продюсером Харви Вайнштейном, который по итогу разбирательства был приговорен к 23 годам лишения свободы за сексуальное насилие над женщинами.

Лучиано Гарбати. Статуя Медузы Горгоны с отрубленной головой Персея
Лучиано Гарбати. Статуя Медузы Горгоны с отрубленной головой Персея