В настоящее время татары не только в России, но и в Сибири, занимают по численности второе место. Это коренные жители страны, с Россией татары связали свою судьбу несколько столетий назад.
Сибирь не удивилась волжским татарам. В конце ХIХ века на енисейскую землю прибывали обозы татарских семей из Поволжья, но к тому времени в Енисейской губернии уже были гора Татарка в Минусинской межгорной впадине и Татарский хребет Енисейского кряжа. Да и своих татар хватало, так издавна называли тюркские народы Сибири.
Если же следовать этнографической истине, то «настоящие» татары — и не татары вовсе, а булгары, потомки древнего народа, населявшего междуречье Камы и Волги. Татарское население Енисейской губернии в начале ХХ века в этническом плане разделялось на три группы – казанские татары, татары - мишари, исповедующие ислам, и крещеные татары - кряшены, исповедующие православие. Татары Красноярского края представлены исключительно поволжско - уральской группой.
С проведением Столыпинской аграрной реформы и строительством Транссибирской железной дороги резко усилился поток мигрантов в Сибирь из различных губерний России, в том числе из Казанской и Уфимской. Тогда в Енисейской губернии и появилось большинство татарских деревень. В основном в Сибирь ехали крестьяне. Свои деревни строили в стороне от центральных дорог и городов, для сохранения своей веры и традиций. Занимались привычными делами: земледелием, извозом, торговлей. Но для начала надо было выкорчевывать тысячи гектаров таежной земли под пашню.
Революция 1917 года и Гражданская война для татар Сибири, как и для всех жителей необъятной страны, стали переломными. В Енисейской губернии после изгнания колчаковцев в структуре партийных и советских органов и в системе народного образования создавались татарские секции.
А тем временем из голодающего Поволжья хлынул в Сибирь поток беженцев и переселенцев, в том числе татар. Десятки тысяч «голодобеженцев» приютили у себя сибиряки, многие из приезжих остались здесь навсегда. Среди татар были и ссыльные, в основном раскулаченные.
До сих пор татарский аул остается базой сохранения традиций, религии, языка и культуры татар. Характерными чертами татарских семей являются устойчивость браков, уважение к родителям, почитание бабушек и дедушек, тесные родственные связи и помощь неимущим.
С 1907 года в Большемуртинской волости Красноярского уезда Енисейской губернии началось заселение татар, в 1910 году они основали деревню Казанку, названную в честь Казани - исторической родины.
В 1912 году ссыльный купец Магометша на свои деньги построил в Казанке мечеть - двухэтажное деревянное здание. В ней обучали детей грамматике татарского языка, арабскому алфавиту, простейшим арифметическим действиям, а также основам ислама. После 1917 года здание мечети отдали под школу. Но в 2007 году учебное заведение закрыли, детей возят в соседнее село Верх-Казанка. Здание отреставрировали и вновь открыли мечеть.
В годы Великой Отечественной войны на защиту Родины ушли 96 жителей деревни, более половины из них погибли на фронтах.
После войны председателем колхоза имени Сталина в Казанке стал Халлей Валеевич Замалдынов. Он стал основателем в Большемуртинском районе праздника Сабантуй.
В Казанке родился Гали Валеевич Бадртдинов - один из самых известных сельхоз руководителей нашего края, член бюро крайкома Компартии, председатель краевого совета колхозов, член Союза колхозов СССР. За свою трудовую деятельность награждён орденом "Знак Почёта".
В трех километрах от Казанки в 1911 году переселенцы основали деревню Верх-Казанка. Среди первых были Муртазины, Хакимовы, Ахметшины, Замалдиновы, Рахматуллины, Тимербаевы, Шамсутдиновы. Они отвоевывали у вековой тайги земли под посевы, ставили первые избы.
С установлением Советской власти в рамках борьбы с неграмотностью в деревне организовали ликбез. После открыли начальную школу.
На фронт Великой Отечественной войны из деревни ушло 30 человек, 17 не вернулись. Те, кто не воевал, работал. Добывали живицу. Многие километры нужно было пройти за день по тайге, невзирая на жару, гнус, таежные грозы. Все тяготы военного лихолетья вынесли на своих плечах женщины, старики, и дети.
После войны уже в селе Верх-Казанка организовали леспромхоз, потянулись сюда люди не только из близлежащих деревень Тугон, Белое, Отрадное, Крутое, Горевка, 8 Марта, но и из разных концов СССР. Село превратилось в поселок лесозаготовителей.
До сих пор здравствуют деревня Казанка и село Верх-Казанка. Конечно, не все безоблачно. Но нерушимо одно. В татарских селениях проживают в дружбе и согласии на протяжении целого века представители почти двадцати национальностей. Единая дружная семья — сибиряки.