Вокруг самолета ЛаГГ-3 ходит множество легенд. Он удостаивался разных оценок – от «рояля» до «лакированного гроба». Рассказываем, за что хвалили и ругали этот самолет. Был ли он так плох, как некоторые пишут о нем?
ЛаГГ-3 был одним из истребителей нового поколения, который приняли на вооружение перед войной. Свое название он получил по фамилиям конструкторов: Лавочкина, Горбунова и Гудкова. Самолет критиковали за то, что он получился тяжелым и медлительным, поэтому уступал немецким истребителям в воздушном бою.
Характеристики самолета обусловлены объективными факторами. В то время СССР испытывал проблемы с алюминием, основным компонентом для создания корпуса самолетов. Поэтому ЛаГГ-3 сделали из дельта-древесины. Она изготавливалась прессованием березового шпона, пропитанного специальными смолами. Полученный материал не горел и годился для авиастроения, но по весу и прочности уступал алюминию.
Еще одним недостатком самолета был слабый двигатель. Эта проблема была не только у ЛаГГ-3. СССР находился в роли догоняющего, в 20-е годы ему пришлось практически с нуля создавать некоторые отрасли, в том числе и высокотехнологичную авиационную промышленность. Чтобы не отстать от других стран, активно использовались зарубежные разработки. Уже набравшись опыта, советские конструкторы начали создавать полностью оригинальные образцы.
К началу войны мощного советского мотора не было. Пришлось брать лицензионную копию зарубежных образцов. Но никто не собирался поставлять СССР передовые разработки, поэтому использовались не самые современные зарубежные двигатели. Так, на ЛаГГ-3 поставили советские двигатели, созданные на основе «Испано-Сюизы» 12Y образца 1932 года.
Прототип ЛаГГ-3 получил прозвище «рояль» за отполированные до блеска темно-вишневый корпус. Самолет пошел в серию, но боевые машины выдавали меньшие мощности, чем было заявлено по итогам испытаний. Летчики отмечали медленный набор энергии. Воевавший на ЛаГГ-3 Николай Дудник вспоминал:
«Сначала не нравилось на нем летать, но потом привык. Ведь на нем как? Взлетел, шасси убрал, а потом, прежде чем на высоту лезть, надо на бреющем по прямой идти, чтобы скорость набрать». На ЛаГГ-3 Дудник смог сбить немецкий самолет-разведчик.
Самолет имел несколько серий, которые отличались по вооружению. Так, на 7 серии устанавливалась 20-мм пушка ШВАК, 1 крупнокалиберный пулемет БС и 2 пулемета ШКАС. Все это находилось в носу самолета, а не на крыльях. Такое расположение позволяло вести меткий огонь, хоть это и усложняло обслуживание двигателя. У ЛаГГ-3 была даже противотанковая модификация с мощной 37-мм пушкой.
Уничижительное прозвище «лакированный гроб» во время войны не использовалось. Оно появилось в 90-е годы, когда было принято ругать все советское. Во время Великой Отечественной летчики доказали, что исход боя в первую очередь зависит от мастерства пилота, даже если техника уступала по характеристикам.
Вот что вспоминал о боевом применении ЛаГГ-3 советский ас Сергей Крамаренко:
«Под Ленинградом его правильно использовали. Они набирали высоту, выше ожидаемого налета бомбардировщиков и, когда показывались бомбардировщики, они пикировали вниз, разгоняли скорость до 500-600 км в час. На этой скорости он был хорошим самолетом».
Истребитель выпускался до 1944 года, а основное применение ЛаГГ-3 пришлось на 1941-42 годы. Тем не менее в отдельных частях эти самолеты прослужили до конца войны. Поздние машины существенно превосходили по характеристикам ранние версии ЛаГГа. В первую очередь облегченным весом и более мощным двигателем. Кроме того, на основе ЛаГГ-3 был создан истребитель Ла-5, который понравился летчикам.
Больше историй о Великой Отечественной вы узнаете в экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #НашВыборПобеда #ПодвигНарода #ЛаГГ3