Найти тему

Терапия взаимодействия родителей и детей. Интеграция игровых и поведенческих приемов

Оглавление
Анна Всеволодовна Дмитриева, психолог, аспирант кафедры практической психологии НГПУ им. К. Минина.

Аннотация. В статье описывается один из методов терапии детско-родительских отношений — тренинг детско-родительского взаимодействия, разработанный доктором Шейлой Эйберг (США). Этот подход к семейной терапии детей дошкольного возраста и их родителей включает интеграцию традиционных техник детской игровой терапии в поведенческую структуру родительско-детского взаимодействия. Обсуждается эффективность для лечения широкого круга детских проблем.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, проблемное поведение, дошкольники, терапия взаимодействия родителей и детей, тренинг детско-родительского взаимодействия.

Терапия взаимодействия родителей и детей (ТВРД) — это семейно- ориентированная терапия, основанная на поведении, призванная помочь улучшить отношения между родителями и детьми посредством взаимодействия. В этой модальности ориентированное на ребенка взаимодействие может способствовать развитию эффективных методов воспитания и уменьшению поведенческих проблем, а также может привести к более крепким семейным отношениям.

Терапия организована в виде тренинга, предназначенного для коррекции поведения дошкольников в возрасте от 2 до 7 лет и снижения уровня родительского стресса. Метод совмещает средства традиционной игровой терапии с инструментами поведенческой детско- родительской терапии. Тренинг предназначен для психологов и работников социальной сферы для работы с проблемными семьями, в том числе в работе с детьми с проблемным поведением, с расстройствами аутистического спектра, с семьями групп риска.

Эта психотерапевтическая модель показала свою эффективность в лечении деструктивных поведенческих расстройств у маленьких детей, а также тех, которые находятся в группе риска, подверглись жестокому обращению и/или у которых есть проблемы с соблюдением правил поведения. Родители, которые ищут терапию, чтобы помочь себе и своим детям или улучшить семейное взаимодействие, могут найти этот подход полезным.

Развитие ТВРД

Метод ТВРД был первоначально разработан Шейлой Эйберг в начале 1970-х годов, когда она защитила докторскую диссертацию по детской психологии. Другими заметными участниками разработки метода являются Шерил Макнил, Тони Хембри-Кигин, Энтони Уркиза, Робин Гурвич и Беверли Фандерберк.

Во время первоначальной разработки подхода Эйберг стремилась объединить методы игровой и поведенческой терапии. Для эффективной интеграции концепций обеих методологий были необходимы объединяющая теория и новая структура. В качестве теоретической базы были использованы теория социального научения, теория привязанности и теория стиля воспитания, основанная на исследованиях Дайаны Баумринд. Эйберг также расширила работу Констанс Ханф, которая разработала двухэтапную поведенческую программу для обучения матерей с детьми, имеющими отклонения в развитии, чтобы сформировать объединяющую структуру для ТВРД.

Эйберг впервые назвала свой подход PCIT, когда в 1974 году подала заявку в Ассоциацию по борьбе с алкоголизмом, наркоманией и психическим здоровьем, чтобы проверить его эффективность. В течение следующих трех десятилетий положительные результаты исследований и последующее финансирование со стороны Национального института психического здоровья способствовали дальнейшему расширению и изучению PCIT. Сегодня метод широко признан одним из самых эффективных и эмпирически подтвержденных форм терапии в мире.

Структура ТВРД

Типичная программа ТВРД состоит из дву х этапов — ориентированного на ребенка (фаза укрепления отношений) и ориентированного на родителя (дисциплинарная стадия с тренировкой навыков, помогающих ребенку соблюдать правила). Разработан подробный протокол тренинга для каждой сессии каждого этапа работы. Количество встреч варьируется от 8 до 20, продолжительность каждого этапа — 5-6 недель.

В начале программы терапевт проводит беседу с родителями о ключевых принципах и методах для каждого этапа. Затем терапевт, используя одностороннее зеркало или находясь в том же помещении, наблюдает, как родители играют со своими детьми, используя навыки и приемы, которым их научили. В это же время терапевт может проводить непосредственное обучение родителей с помощью аудио-приемо- передающих устройств. Целевое поведение родителей и детей отслеживается, фиксируется в таблице результатов и на графике от сессии к сессии, чтобы определить прогресс, достигнутый участниками.

Фаза укрепления отношений учит родителей, как свести к минимуму негативные характеристики в отношениях. Это также направляет их в развитии нового поведения и навыков общения, которые обеспечивают поддержку и поощрение детям.

На этапе обучения дисциплине и соблюдению правил в этом подходе особое внимание уделяется эффективным и безопасным дисциплинарным методам, которые затем можно использовать, чтобы помочь ребенку улучшить взаимодействие путем устранения симптомов, ведущих к негативному поведению и укреплению желательного поведения. Родителям рекомендуется применять эти навыки на практике до тех пор, пока они не смогут легко ими пользоваться в повседневной жизни. Дети, участвовавшие в ТВРД, часто хорошо адаптируются, и во многих семьях наблюдается значительное улучшение поведения ребенка и отношений между родителями и детьми.

Конечная цель этого подхода — помочь привести негативное поведение ребенка к более позитивному. В ТВРД у родителей есть возможность освоить новые навыки, которые могут помочь им стать более способными обеспечить заботу, воспитание и благоприятную среду для своего ребенка.

Методы ТВРД

Методы обучения ТВРД invivo специально разработаны, чтобы помочь взрослым улучшить свои родительские и языковые навыки, а также помочь детям научиться лучше контролировать свое поведение и эмоции.

Ключевым инструментом ТДРВ является так называемый «прямой коучинг» (direct coaching) диады «родитель — ребенок», который имеет ряд преимуществ по сравнению с недирективными методами терапии. Во-первых, родительские ошибки исправляются в режиме реального времени, до того, как родитель начнет практиковать их дома. Во-вторых, терапевт, наблюдая диаду в действии, имеет возможность составить полную картину и учесть в работе индивидуальные особенности ребенка, а также получить обратную связь и от родителя, и от ребенка. В-третьих, родитель получает поддержку терапевта в начале применения новых для него навыков и знаний.

Во время фазы улучшения отношений, также называемой «взаимодействием, направляемым ребенком», работа осуществляется на улучшение и укрепление связи между родителем и ребенком. Ребенок решает, какие действия или игрушки будут использоваться для игры, и под руководством терапевта родитель подыгрывает, используя специальные навыки положительного подкрепления, ранее полученные от терапевта.

Эти навыки представлены аббревиатурой PRIDE:

  • Похвала: ребенка хвалят за хорошее или соответствующее поведение.
  • Рефлексия: слова ребенка повторяются и расширяются родителями, что способствует общению.
  • Подражание: родителей учат выказывать одобрение, подражая тому, что делает их ребенок.
  • Описание: родители описывают, что делает ребенок, чтобы помочь ему увеличить словарный запас и показать, что они (родители) обращают внимание на действия ребенка.
  • Удовольствие: родители демонстрируют энтузиазм в отношении деятельности ребенка.

В рамках обучения родителей поощряют игнорировать любое негативное поведение, которое не является серьезным или вредным. Их также учат воздерживаться от использования негативных слов (таких, как «нельзя», «не могу», «нет» и т. д.), критики и сарказма. Как только родитель овладевает этими навыками в необходимой степени, что отслеживается по критериям, программа обычно переходит ко второму этапу.

На этапе дисциплины и соблюдения правил (взаимодействие под руководством родителей) лидерство берет на себя родитель. В рамках этого процесса родители учатся давать ребенку прямые, простые для понимания инструкции с четкими и последовательными последствиями для послушания и непослушания. Если ребенок послушен, родитель хвалит его, например: «Спасибо, что собрал свои игрушки». Если ребенок не соблюдает правила, родитель выдает предупреждение о тайм-ауте, например: «Собери свои игрушки или ты пойдешь на тайм-аут». Дальнейшее несоблюдение приводит к выполнению специальной процедуры тайм-аута.

Исследования ТВРД

Эффективность ТВРД была продемонстрирована в ряде исследований. В исследовании 2011 года детей в возрасте от 8 до 10 лет, у которых были определенные языковые нарушения, дети, участвовавшие в ТВРД, продемонстрировали больший языковой прогресс, чем контрольная группа.

Во втором исследовании, проведенном в 2011 году, 150 матерей с историей жестокого обращения с детьми или с высоким риском жестокого обращения с ними были разделены на две группы. Одна группа участвовала в ТВРД, а другая группа была поставлена в лист ожидания. После 12-недельного периода у матерей, участвовавших в ТВРД, наблюдалось лучшее взаимодействие родителей и детей, и они сообщали об улучшении поведения ребенка и собственном меньшем стрессе.

Согласно исследованиям, ТВРД может быть особенно полезен для:

  • формирования позитивного взаимодействия родителей и детей;
  • разработки позитивных стратегий воспитания детей;
  • снижения вероятности физического и словесного насилия над ребенком;
  • уменьшения проблем с поведением ребенка (гнев, агрессия, неповиновение и т. д.);
  • развития навыков общения и взаимодействия в семье.

У детей, которые участвуют в ТВРД, может развиться более высокая самооценка, наблюдается меньше гнева и разочарования, улучшение социальных, организационных и игровых навыков, чувство безопасности и спокойствия, а также более эффективное общение. Родители обычно изучают последовательные, предсказуемые методы воспитания и могут чувствовать себя более уверенно, когда имеют дело с поведенческими проблемами детей, будь то публичное пространство или дом.

Проблемы и ограничения ТВРД

ТВРД — это метод, основанный на доказательствах, который считается эффективным подходом к лечению множества проблем. Однако в некоторых ситуациях этот вариант работы с семьей может быть не рекомендован. Если родители практически не контактируют со своими детьми, ТВРД может быть не показан.

Родители, у которых есть нарушения слуха или речи или которые испытывают серьезные проблемы с психическим здоровьем, могут практически не увидеть улучшения от ТВРД. Кроме того, ТВРД не рекомендуется, если родители испытывают проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами или подвергались сексуальному или физическому насилию.

Таким образом, подход ТВРД считается эффективным методом решения общих детских поведенческих проблем (таких, как агрессия, неповиновение, вспыльчивость и непослушание) и оказывает наибольшее влияние на детей в возрасте от 2 до 7 лет. ТВРД способствует установлению здоровых отношений между родителями и детьми, широко используется во многих семьях из групп риска, в работе с приемными семьями, но ТВРД может быть полезна любой семье, испытывающей трудности во взаимодействии между родителем и ребенком.

Список литературы

  1. Токарская Л. В., Лаврова М. А., Бакушкина Н. И., Галасюк И. Н., Коряков Я. И., Пасечник О. Н., Пермякова М. Е., Хлыстова Е. В., Чегодаев Д. А., Шинина Т. В. Детско-родительское взаимодействие и развитие ребенка раннего возраста / под ред. Л. В. Токарской: коллективная монография. Екатеринбург, 2019. 206 с.
  2. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2005. 150 с.
  3. Allen J., Marshall C. R. Parent-child interaction therapy (PCIT) in school-aged children with specific language impairment/ Allen J., Marshall C. R // International Journal of Language and Communication Disorders. 2011. 46(4). P. 397–410.
  4. Bagner D. M., Eyberg S. M. Parent-Child Interaction Therapy for Disruptive Behavior in Children with Mental Retardation: A Randomized Controlled Trial // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2007. Vol. 36. № 3. P. 418–429.
  5. Does Parent-Child Interaction Therapy Reduce Future Physical Abuse?: A Meta-Analysis / S. Kennedy [et al.] // Research on Social Work Practice. 2016. Vol. 26. № 2. P. 147–156.
  6. Enhancing Parent-Child Interaction Therapy With Motivational Interviewing Techniques / A. N’zi [et al.] // Cognitive and Behavioral Practice. 2017. Vol. 24. № 2. P. 131–141.
  7. Fernandez M.A., Butler A.M., Eyberg S.M. Treatment Outcome for Low Socioeconomic Status African American Families in Parent-Child Interaction Therapy: A Pilot Study // Child & Family Behavior Therapy. 2011. Vol. 33. № 1. P. 32–48.
  8. Hembree-Kigin T. L., McNeil C. B. Parent-Child Interaction Therapy. Boston, MA: Springer Science & Business Media LLC, 2013. 169 p.
  9. Parent-Child Interaction Therapy: A Meta-Analysis of Child Behavior Outcomes and Parent Stress / M.E. Cooley [et al.] // Journal Of Family Social Work. 2014. Vol. 17. № 3.P. 191–208.
  10. Parent-Child Interaction Therapy with Behavior Problem Children: One or Two Years Maintenance of Treatment Effect in the Family / S. M. Eyberg [et al.] // Child & Family Behavior Therapy. 2001. Vol. 23. № 4. P. 1–20.
  11. Thomas R., Zimmer-Gembeck M. Paren-Сhild Interaction Therapy // An Evidence-Based Treatment for Child Maltreatment. 2012. Vol. 17. № 3. P. 253–266.
-2

Узнайте, как оказывать помощь детям, подросткам и их родителям в сложные моменты, ослаблять дисфункциональные паттерны отношений и выстраивать коммуникацию внутри семьи на семинаре “Когнитивно-поведенческая терапия при работе по коррекции детско-родительских отношений”, который пройдёт 3 сентября в онлайн-формате.