Найти в Дзене
Русский мир.ru

Гусь с железной историей

В этом году в финал вышли Жора и Мартин. Жора – опытный семилетний «спортсмен», трехкратный победитель гусиных бегов. Мартин – юный, годовалый дебютант. Страсти во время забега кипели нешуточные: что же победит – опыт или молодость?

Текст: Зоя Мозалева, фото: Андрей Семашко

Жора, как настоящий профессионал, уверенно бежал к финишу. Но на последних метрах Мартин ринулся вперед и вырвал победу у более опытного соперника. Поклонники Жоры потом говорили, что их фаворита смутили репортеры, скопившиеся у финиша: видимо, скромность помешала ему стать чемпионом и на этот раз.

Всем хотелось погладить чемпиона этого года и поздравить и Мартина, и его "тренера" Антона Юдина с победой
Всем хотелось погладить чемпиона этого года и поздравить и Мартина, и его "тренера" Антона Юдина с победой

БЕГУЩИЕ ГУСИ

Гусиные бега стали неотъемлемой частью праздника, который каждый год проходит в небольшом поселке Гусь-Железный в Касимовском районе Рязанской области. Поначалу праздник «Гусевские забавы» проходил просто как День поселка, но затем приобрел статус районного. Организаторы надеются, что со временем удастся дорасти и до межрегионального фестиваля. Возможно, так и будет: у зрителей этот праздник пользуется большим успехом, сюда приезжают и из соседних сел, и из областного центра.

Конечно, главная «фишка» праздника – гусиный забег. Участники из разных сел весь год тренируют «спортсменов». Но на дистанции все равно случаются непредсказуемые ситуации: кто-то побежал в противоположную сторону, кто-то прилег отдохнуть прямо на беговой дорожке... И тут уж любые ухищрения тренера бессильны.

Страсти на гусиных бегах кипят нешуточные — зрители активно поддерживают гогочущих "спортсменов"
Страсти на гусиных бегах кипят нешуточные — зрители активно поддерживают гогочущих "спортсменов"

Впервые гусиные бега в Гусь-Железном провели в 2016 году. Они стали ежегодными, пока не пришлось устроить вынужденный перерыв из-за карантина во время пандемии Covid-19. И вот наконец всё вновь на своих местах: гуси бегут, зрители болеют, страсти кипят...

«Идея проводить гусиные бега появилась лет двадцать назад. Меня тогда пригласили в Карелию, в Олонецкий район – там проводится праздник гусей, и мы получили приглашение, потому что мы из Гусь-Железного, – рассказывает директор Дома культуры поселка Елена Куницына. – Когда я увидела гусиные бега, подумала, что нам надо взять их на вооружение. Спустя несколько лет удалось эту идею реализовать. В Олонце бега проходят намного серьезнее, у них даже ставки делают. У нас все скромнее. Но главное, что людям нравится».

Многие едут сюда в первую очередь на бега. Хотя и без них праздник получается ярким. Каждое село готовит собственную «визитную карточку» – представляет свои культурные и кулинарные изюминки. Гигантские «Качели любви», мастер-классы в «Художественном салоне», разнообразные сувениры в «Ремесленной лавке», прогулки по «Амурной аллее», угощение в аппетитных рядах – здесь каждый может найти развлечение по вкусу. А чтобы у гостей остались интересные фотографии на память, сотрудники Дома культуры самоотверженно стоят весь день в облике живых статуй.

В Касимовском районе живут очень хлебосольные люди
В Касимовском районе живут очень хлебосольные люди

Новым в этом году стало появление усадебного театра – здесь всё постарались воспроизвести так, как было во времена «железных магнатов» братьев Баташевых. Легкий водевиль помог проникнуться атмосферой XVIII века. Режиссером постановки выступила все та же Елена Куницына – в ДК небольшого поселка сотрудников немного, зато талантов с избытком. «Просто у нас очень неравнодушные люди живут, – улыбается Елена Куницына. – Мы взяли пьесу тех времен, немного переработали, подправили, чуть осовременили, и у нас получился спектакль «Пора жениться».

Навигатор праздника помогал гостям сориентироваться в разнообразии "Гусевских забав"
Навигатор праздника помогал гостям сориентироваться в разнообразии "Гусевских забав"

Постановка прошла с большим успехом. Зрители оценили возможность перенестись в усадебный театр – такой же, как был при Андрее Баташеве. Вообще, все, что связано с местным помещиком, до сих пор вызывает огромный интерес, слишком уж неординарная была личность. О барине жители Гусь-Железного рассказывают с уважением, что неудивительно: благодаря его причудам поселок и сегодня окутан всевозможными легендами. «Сразу начну с небольших сказок нашего края, объясню, почему к нам стоит приезжать, – говорит местный краевед Александр Акиндинов. – В начале XIX века полковник Владимирской губернии взялся найти клад Андрея Родионовича Баташева, обещал сделать это за треть от найденного. На тот момент клад оценивался в 17 миллионов серебряных рублей. Сегодня, естественно, эта сумма больше на порядки. Клад не найден до сих пор. Так что желающие могут попытать счастья».

Александр Акиндинов – учитель истории в местной школе, занимается изучением истории родного края. Экскурсии учителя становятся все более популярными. Такой успех вполне оправдан: Акиндинов рассказывает увлекательно. Благо еще и местные помещики разжигают интерес к прошлому Гусь-Железного.

Деревни, села и поселки продемонстрировали на сцене праздника свои таланты — их в Касимовском районе предостаточно
Деревни, села и поселки продемонстрировали на сцене праздника свои таланты — их в Касимовском районе предостаточно

НАЧАЛО ЖЕЛЕЗНОЙ ИСТОРИИ

А началось все в 1758 году, когда два брата, Андрей и Иван Баташевы, купили земли, на которых находились село Веркут, позже получившее имя Гусь-Железный, и деревня Халтурино, расположенная двумя километрами севернее. Братья были владельцами железоделательных заводов в Туле, они унаследовали дело своего отца, а начал семейный бизнес их дед. Необходимость в приобретении новых земель возникла из-за того, что в 1753–1754 годах Сенат издал указ о закрытии железоделательных, стеклоделательных и винокуренных заводов на расстоянии 200 верст вокруг Москвы. Баташевы решили перенести производство в новое место. Выбор пал на Гусь-Железный. «Для того чтобы плавить железо, необходимы три вещи: наличие воды, древесного угля и железной руды. Железная руда здесь была найдена, – объясняет Александр Акиндинов. – Еще один фактор – здесь стекаются три реки. Ну и наличие мещерских лесов – последний немаловажный момент». В 1758 году братья купили землю, а уже в ноябре следующего года завод дал первую плавку. В 1760-м на нем выплавлялось уже 2,5 тысячи тонн чугуна. «Братья Баташевы были одними из самых крупных железоделательных промышленников в то время, – говорит Акиндинов. – На момент раздела бизнеса в 1783 году на двоих у них было 15 заводов». Солидное состояние дополнялось эпатажным поведением «железных» помещиков. Андрей был старшим, Иван – младшим. Андрей был крепким хозяином. Иван долго путешествовал, был в Англии и Голландии, изучал металлургию, привез много новинок, которые были внедрены на предприятиях Баташевых.

К символу родного поселка жители Гусь-Железного относятся трепетно
К символу родного поселка жители Гусь-Железного относятся трепетно

Создание завода на новом месте началось со строительства плотины. «Мельников-Печерский писал, что по архитектуре и оригинальности замысла постройки трудно найти другую такую плотину в средней полосе, а может, и во всей России», – говорит Александр Акиндинов. Это была по-настоящему уникальная постройка: с помощью воды приводились в действие все механические элементы завода. Плотина начиналась около барского дома и тянулась на восток на 500 метров, сложена была из белого тесаного камня. В основной части находились четыре шлюза. Высота плотины составила 11 метров, она запрудила три реки – в результате вода поднялась на 5–5,5 метра. «И разлилось озеро – 40 километров по периметру. Его называли когда-то Гусевским морем. А сам завод занимал территорию около 2,5 километра, правда, сейчас от него ничего не осталось», – вздыхает Александр Акиндинов. Увы, и гидросооружение, которое сдерживало громадный объем воды, постигла та же участь.

Населенные пункты района приготовили "визитные карточки", представив мастерство своих умельцев
Населенные пункты района приготовили "визитные карточки", представив мастерство своих умельцев

А Гусевское море стало одной из местных легенд. Куда же оно исчезло? «В 1923 году был очень сильный паводок, сверху шла большая вода, все шлюзы или не успели открыть, или забыли это сделать. И на пятом шлюзе, который у нас сейчас называется «столбушки», вода пошла верхом, – объясняет Александр Акиндинов. – В итоге шлюз полностью размыло, зеркало воды упало на 5 метров. А в 1954 году, чтобы не делать насыпь для нового моста, решили пустить его по плотине. Все шлюзы заложили, а сверху проложили грейдер».

ТАЙНЫ ЗА ВЫСОКОЙ СТЕНОЙ

Когда братья Баташевы приехали сюда, то начали одновременно строить завод, усадьбу и крепостную стену. Такой стены, пожалуй, не встретишь ни в одном из помещичьих гнезд. Вообще, помещичья усадьба предполагала некое уединение, тишину и покой. А Баташевы построили дом рядом с заводом. К тому же новые хозяева не отличались миролюбием, постоянно конфликтовали с соседями – мелкопоместными помещиками. Чтобы обезопасить себя и отгородиться от заводского шума, Баташевы начали строить стену.

Не было согласия и между самими братьями. Частые ссоры привели к тому, что Иван Баташев уехал в Выксу. В Гусь-Железном остался Андрей Родионович, прозванный гусевским графом Дракулой. По легенде, он замучил несметное число людей, из-за его зверств над поселком якобы до сих пор висит проклятье. По крайней мере, местные жители в это верят.

В каждом уголке Касимовского района берегут свою историю и очень гордятся земляками
В каждом уголке Касимовского района берегут свою историю и очень гордятся земляками

Как бы то ни было, Андрей Родионович был весьма колоритной личностью. К примеру, расширяя свои владения, он выкупал территории, а когда не удавалось купить – захватывал. Как-то один из помещиков отказался продать ему участок земли. Тогда Баташев пригласил его к себе в имение погостить дня три. Когда же помещик вернулся домой, то обнаружил, на месте своего имения перепаханное поле... Не менее оригинальным способом Баташев решал вопросы со спорной землей. «Допустим, он обращался к какому-то помещику с требованием уступить землю, потому что она принадлежит ему. Тот не соглашается. Тогда Андрей Родионович находит крестьянина в ближайшей деревне, привозит в свое имение, заставляет разуться, – рассказывает Акиндинов. – В лапти ему насыпают земли и привозят на спорный участок. Там мужика спрашивают: на чьей земле стоишь? Тот, крестясь, отвечает: «На баташевской»...».

В распоряжении Андрея Родионовича был отряд улан. Говорят, Екатерина II как-то решила посетить здешние земли и дала приказ Потемкину расправиться с местными бандитами. Баташев взялся за наведение порядка, но поставил условие: разрешить ему содержать отряд. Разрешение было дано. Екатерина так и не приехала, а у Баташева появилась своя дружина. Помещик набрал здоровенных головорезов, державших в страхе население, и перечить ему никто не смел.

Перед стартом гусиного соревнования каждый желающий мог пообщаться с пернатыми бегунами
Перед стартом гусиного соревнования каждый желающий мог пообщаться с пернатыми бегунами

Предприимчивость Баташева проявилась и после восстания Пугачева. Гусь-Железный делится на три района: Вышвырка, Сибирь, Заплотина. С Заплотиной все понятно – это те, кто поселился за плотиной. Вышвырка появилась якобы потому, что Баташев выселял (вышвыривал) неугодных или провинившихся людей. Но самая интересная история связана с Сибирью. После подавления восстания Пугачева помещики за свой счет должны были высылать в Сибирь всех причастных к мятежу крепостных. А это было очень дорого. Андрей Родионович предложил переписать всех провинившихся на него и пообещал сам всех отправить в Сибирь. Помещики с радостью приплатили благодетелю да и переписали на него крестьян. Баташев же переименовал один из районов поселка в «Сибирь» и заселил его мятежниками – по официальным бумагам, они были отправлены в Сибирь.

Еще об одной легенде до сих пор вспоминают с содроганием. В углу господского сада находилась «Башня смерти». Говорят, когда приезжал какой-то чиновник с проверкой, Баташев приглашал его осмотреть башню. Ничего не подозревавший гость входил под мрачные своды, Баташев нажимал на тайную кнопку, пол переворачивался, и человек падал в глубокую яму. Нет человека – поминай как звали...

Праздник в Гусь-Железном не только веселый, но и вкусный!
Праздник в Гусь-Железном не только веселый, но и вкусный!

Прекрасной зарисовкой любви помещика к широким жестам может служить случай с сыном Баташева – Андреем Андреевичем Большим (или Черным). Отец отправил отпрыска учиться за границу на год и дал с собой миллион рублей – на конец XVIII века это были колоссальные деньги. Сын за границей пробыл год, а когда приехал домой, вернул отцу 800 тысяч. Отец вышел из себя и накричал на сына: Андрей Родионович был очень недоволен, что тот не смог показать, кто такие Баташевы. Баташев должен был потратить все!

От тех миллионов остались лишь воспоминания. От роскоши господской усадьбы – лишь руины... «В доме было сорок комнат. Центральная часть была в два света, то есть было два яруса окон – снаружи можно было подумать, что это третий этаж, но на самом деле это был еще ряд окон – так делали, чтобы было светлее», – рассказывает Александр Акиндинов. Правого крыла сейчас уже нет, оно обвалилось в советское время. Прямо из дома можно было перейти в здание театра. Театр здесь был построен, естественно, тоже с размахом – большое двухэтажное здание. А труппа у Баташевых играла такая, что даже из губернского города приезжали на здешние спектакли.

Наряды, выдержанные в стиле прошлого, добавляли колорита празднику
Наряды, выдержанные в стиле прошлого, добавляли колорита празднику

АМУРНЫЕ АЛЛЕИ И СТРАШНЫЙ САД

Парк, окружавший дом, соответствовал амбициям хозяина – он раскинулся на 17 гектарах и делился на две части. На восток уходили оранжереи – одних лимонных деревьев здесь было более 70, а вообще всевозможных деревьев – персиковых, апельсиновых, абрикосовых – насчитывалось 640, цветов – более 1000 видов. За оранжереями находился пейзажный, или английский, парк. Вторая часть парка именовалась французской. Центральная аллея на 300 шагов была, как и во многих усадьбах, липовой. От нее расходились четыре дополнительные аллеи. Липовая аллея упиралась в Амурную беседку, или Павильон любви, а в сторону от нее уходила Амурная аллея. Земля здесь не слишком плодородная, а потому, чтобы растения в парке росли нормально, помещик приказал снять верхние 2 метра грунта и заменить его на черноземы, привезенные из Тамбовской и Воронежской губерний.

Как в прошлом, так и сегодня мастера могут создавать из глины настоящие шедевры
Как в прошлом, так и сегодня мастера могут создавать из глины настоящие шедевры

Конечно, и сад Баташева не обошелся без легенд. Английскую часть парка народ прозвал «Страшным» или «Пантюшкиным садом». По преданию, там Баташев держал диких зверей и якобы травил провинившихся крепостных. В правдивости этой легенды Александр Акиндинов сомневается. «Тем не менее сохранилась история, как некий Пантелей не угодил Андрею Родионовичу и барин приказал приковать его за руку – так, что тот касался земли только кончиками пальцев ног. У Пантелея была возлюбленная Грушенька. Она выпросила у садовника ножовку, перелезла через 6-метровую стену, – с долей иронии рассказывает Акиндинов, – перепилила кисть руки Пантелею, и влюбленные убежали. Больше их никто не видел, но с тех пор сад зовут Пантюшкиным».

«Официально Андрей Родионович был женат три раза, причем все три супруги жили в одном доме. Как он женился, рассказывать не буду – это отдельная история. Скажу лишь, что потом это стало проблемой нашего поселка, – рассказывает Александр Акиндинов. – Почему в Выксе, куда уехал Иван Баташев, сохранились и дом, и парк и город процветает? Там не было наследников и никто имущество не делил. А у Андрея Родионовича было чересчур много наследников – он был очень любвеобильным. К обилию наследников добавилась еще одна проблема: Андрей Баташев не оставил завещания. После его смерти осталось семь железоделательных и два стекольных завода, 15 тысяч крепостных, деревни... Состояние было огромнейшее, но наследники просаживали его в тяжбах. К 1900 году состояние оценивалось уже в 216 тысяч рублей – это все, что осталось от 6 миллионов».

Храм в готическом стиле поражает своим величием всех, кому доводится проезжать через Гусь-Железный
Храм в готическом стиле поражает своим величием всех, кому доводится проезжать через Гусь-Железный

О кончине помещика, конечно, тоже сохранилась легенда. Якобы в поместье был большой праздник, в котором Баташев не участвовал – он был прикован к постели. Вдруг к нему прибежали испуганные гости и сообщили, что от черной башни (той самой, в которой бесследно пропадали люди) к дому идет черный человек. Андрей Родионович сказал, что это смерть за ним пришла. Той же ночью он скончался...

ГОТИКА В РАБОЧЕМ ПОСЕЛКЕ

Помимо усадьбы в Гусь-Железном есть еще одна достопримечательность – местный храм, поражающий масштабами и стилем. Правда, к Андрею Родионовичу он уже не имеет отношения, потому что строить его начали через три года после смерти помещика.

«Храм у нас уникальный. Высота его колокольни 70 метров, она входит в список самых высоких колоколен нашей страны, – не без гордости отмечает Александр Акиндинов. – Храм начал возводить Андрей Андреевич Большой. Но проект, скорее всего, был сделан еще при жизни Андрея Родионовича. По крайней мере, в масштабах постройки угадывается его размах».

Салон в духе ушедшей эпохи стал еще одной изюминкой "Гусевских забав" — он помогал гостям проникнуться духом того времени
Салон в духе ушедшей эпохи стал еще одной изюминкой "Гусевских забав" — он помогал гостям проникнуться духом того времени

Этот шатрово-купольный храм с элементами псевдоготики весьма необычно смотрится в поселке городского типа. Одна из особенностей постройки в том, что у храма скромный фундамент – всего 5 метров. Как объясняет краевед, под храмом – большая песчаная подушка, а вообще, поселок находится на огромной известняковой плите. За счет этого сооружение достаточно устойчиво.

Храм выглядит белокаменным. На самом деле он сложен из кирпича и облицован белым камнем. Баташев был очень практичным человеком, а потому, прежде чем возводить железоделательный завод и усадьбу, поставил кирпичный завод. И все строил из собственного кирпича.

Заложили грандиозный храм в 1802-м, освятили в 1825-м, а завершилось строительство лишь в 1868 году – в это время железоделательный завод уже работал в долг. Все состояние Андрея Родионовича к этому времени было растрачено...

Зато легенды и предания такая участь не постигла. Они навсегда останутся достоянием жителей поселка Гусь-Железный. «Нас часто спрашивают: «Вы из Гуся?» Получается, как будто кто-то вылез из гуся. Когда-то поселок именовался «Гусь-Веркут», потом «Гусь-Баташев», – объясняет краевед. – Почему Гусь? Это измененный топоним финно-угорского слова «кууси», дословно – «еловая река». Со временем «Кууси» стало «Гусем» – так и стали называть реку. Населенный пункт, который купили братья Баташевы в 1758 году, назывался «Веркут», то есть «медвежий угол». Получается, название нашего поселка дословно означает «еловая река, протекающая в месте, где живут медведи».

Но сегодня это место зовется «Гусь-Железный» – небольшой поселок с большой историей и изобилием сказок, легенд и преданий.