Найти тему
ДЕТАЛИ АРТ

Яичный белок и жиры животных: из чего делали краски раньше?

Люди использовали краски всегда: для воздаяния почестей, устрашения врагов, придания красоты. История появления красок — это сама история человечества. Современное общество едва ли замечает истинную ценность красок, которые всюду нас окружают: транспорт, полы и стены, масляные картины, фасады, заборы, разрисованные аэрозольными баллончиками. Это огромная ниша с богатой историей, доступная каждому человеку, будь то выполнение капитального ремонта или покраска детского велосипеда.

Узнать больше о красках и пигментах можно будет на мини-цикле ДЕТАЛИ АРТ из 2 лекций с куратором «Колористической Мастерской» Марией Бровкиной: история искусства с древности до импрессионистов через призму цвета и художественных техник.

21 и 28 сентября в 10.15 в аудитории на Спиридоновке

Задолго до нашего времени

Пещерный человек самовыражался, используя уголь, охру и мел. Специалисты утверждают, что самому древнему наскальному рисунку около 43 900 лет. Живопись сохранилась за счет животных жиров, которые применялись при замешивании краски. Это позволяло получать прочные и стойкие составы.

Достижения в области химии, позволили искусству развиваться в ином направлении, поскольку ассортимент применяемых средств стал значительно разнообразней. Сегодня краски включают в себя такие элементы, как клей, смола, глицерин. Производители предлагают краски синтетические и природные, органические и минеральные.

История красок в древних народах

Наскальные надписи – это возможность узнать о быте, религии и культуре людей в древности. Но как им удавалось применять столь прочные краски, сохранившиеся по сегодняшний день? Ответ весьма прост, они применяли желтую охру. Она была востребована не только для рисунков на каменных поверхностях. Охра использовалась для похоронных ритуалов и наносилась на телах умерших жителей племени. Стремление запечатлеть какие-либо изображения росло по мере развития людей, поэтому менялись не только полотна, но и способы изготовления различных составов.

Более 5 000 лет назад начали применять киноварь — это ртутный минерал, который получил широкую востребованность у ассирийцев, китайцев и египтян.

Египет

Пурпурная краска впервые стала использоваться египтянами. Для этого применялись особые улитки. Необходимый состав получали, смешивая секрецию улиток и стандартные компоненты красок. В свою очередь, известь способствовала производству краски белого цвета. Её преимущество заключалось в дешевизне и простоте изготовления.

Интересная находка была обнаружена в гробницах фараонов, а именно ультрамарин. Даже спустя несколько тысяч лет, благодаря лазуриту, специальному красящему пигменту, цветовая гамма не потускнела и сохранила свою привлекательность. Этот красящий состав был весьма дорогим в Древнем Египте, поэтому с его помощью изображали священные символы.

Лазурит, из которого делали ультрамарин
Лазурит, из которого делали ультрамарин

Китай

Акварельные краски сегодня успешно используются в художественном искусстве. Их родиной стал Китай. Краска предназначалась только для нанесения на бумагу. На другой поверхности она скатывалась. Помимо красящих веществ, в состав акварельных красок использовали сахар, мед, глицерин.

-3

Средневековье

Именно в период средневековья появились изображения, выполненные масляными красками. Они быстро приобрели популярность за счет быстрого высыхания, надежности и стойкости. Основа подобных составов — растительные масла. Чтобы улучшить цветовую гамму, художники начали использовать технику лессировки. Она предполагает нанесение одного слоя за другим. Этот метод стал очень быстро популярным и не утратил актуальность и по сей день.

-4

Некоторые мастера применяли весьма интересный способ получения стойких красок, они замешивали состав на казеине или яичном белке. Вследствие чего, этот художественный материал превратился в элемент роскоши, ведь в ручном производстве использовались только натуральные компоненты.

Нередко даже именитые художники совершали ошибки. Картина «Тайная вечеря» начала утрачивать свой безупречный внешний вид еще при жизни своего автора Леонардо да Винчи. Причина ухудшения качества картины крылась в несовместимости масляных красок на основе растительных жиров и составов, приготовленных на основе яичного белка.

-5

Открытия последних веков

Один из составов, очень похожий на натуральную ляпис-лазурь появился во Франции. Она называлась «кобальтовая синька». Однако спустя 25 лет французские ученые изобрели искусственный ультрамарин, который обеспечивал художника красками безупречной синевы.

-6

Но был и весомый минус: искусственные краски часто были вредны и даже смертельно опасны для человеческого здоровья. Особенно изумрудно-зеленая краска, состоящая из окиси меди, мышьяка и уксуса. Одна из легенд гласит, что бывший император Наполеон Бонапарт отравился парами мышьяка. Причина — стены его дома на острове Святой Елены были окрашены зеленой краской.

С древности и по сегодняшний день производственные методики красок практически не изменились: твердые вещества по-прежнему перетираются в порошок, но теперь посредством специальных установок. Натуральные жиры заменили на полимерные вещества. Тем не менее, чтобы получить темные оттенки, производители традиционно задействуют сажу, но очищенную современными способами.

-7

В настоящее время лакокрасочная промышленность добилась впечатляющих результатов: большинство вредных веществ были заменены на менее опасные синтетические компоненты, краски стали качественней. Неорганическая химия гарантирует сохранность цвета и устойчивость к разрушению. Кроме того, бренды все чаще выпускают экологически чистые составы для всех сфер жизни.

Наши контакты:

ДЕТАЛИ АРТ

Адрес: ул. Спиридоновка, д. 4 с.1

Тел. : 8 (495) 988-01-16

8 (495) 690-26-60

WhatsApp: 8 (999) 988-01-16

Telegram-канал: @detaliart

Telegram для связи: 8 (999) 988-01-16 / @detali_art

www.art-details.ru