Напомню структуру вашей творческой работы:
▪️ВСТУПЛЕНИЕ * ("мостик" к проблеме)
▪️ПРОБЛЕМА (вопрос, поставленный автором текста; может быть несколько; проблематика - совокупность проблем).
▪️КОММЕНТАРИЙ к проблеме (2 примера из текста, иллюстрирующих одну из проблем, и анализ смысловой связи между ними).
▪️ПОЗИЦИЯ АВТОРА (ответ на поставленный вопрос / итог размышлений/ решение проблемы).
▪️СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА (отклик на авторское видение проблемы, обоснование своей точки зрения).
▪️ВЫВОД.
Итак, ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА✒️
В этой части сочинения вам предстоит кратко и максимально точно выразить своё отношение к позиции автора текста и ОБОСНОВАТЬ ЕГО. Абсолютно ясно, что заявленная в начале сочинения проблема "выстраивает" всю работу: и комментарий, и позицию автора, и собственное отношение к авторской позиции... Отступлении от проблемы лишает возможности зарабатывать баллы!
При написании этой части работы перед выпускником стоит непростая задача: продемонстрировать понимание прочитанного текста, показать своё умение выражать отношение к мнению других людей, приводить аргументы, быть убедительным. Успех во многом будет зависеть от того, насколько правильно и чётко будет написана предыдущая часть сочинения.
Во-первых, вам предстоит СОГЛАСИТЬСЯ или НЕ СОГЛАСИТЬСЯ с тем нравственным выводом, к которому пришёл авор текста в результате своих размышлений.
Вы свободны в своём выборе: несогласие не является причиной снижения баллов.😉 Но надо учитывать тот факт, что в предлагаемых текстах представлены очевидные истины, нравственные законы, которые вряд ли можно опровергнуть: ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА; ДЕТСТВО - СЧАСТЛИВАЯ ПОРА; ПРИРОДУ НУЖНО БЕРЕЧЬ; ЧТЕНИЕ КНИГ ДЕЛАЕТ НАС ЛУЧШЕ; ОДИНОКИЕ СТАРИКИ НУЖДАЮТСЯ В НАШЕЙ ЗАБОТЕ...
Разумеется, вы можете частично не согласиться с автором, пояснив своё понимание проблемы. Но не забывайте выражать своё мнение корректно!
Речевые шаблоны для формулировки своего отношения к позиции автора
➖️ С автором трудно не согласиться...
➖️ Мне близка позиция автора. Я считаю, что...
➖️ Нельзя не согласиться с мнением автора.
➖️ Я, как и автор текста, считаю, что...
➖️ Моя позиция совпадает с позицией автора текста : ...
➖️ Разделяя точку зрения автора, хочется добавить: ...
_____________________________
➖️ Соглашусь с автором частично. Считаю, что...
➖️ Мне кажется, автор не прав. Я считаю, что...
➖️ Я думаю по-другому.
➖️ Автор, безусловно, прав, но я поступил бы немного иначе.
Во-втоых, согласиться или не согласиться с автором - это половина дела.😉 Далее следует сказать, С ЧЕМ вы соглашаетесь или не соглашаетесь, а потом объяснить ПОЧЕМУ.
То есть эта часть работы выглядит достаточно автономной: есть тезис (ваше согласие или несогласие), обоснование (веский аргумент) и лаконичный вывод.
📍 Какой аргумент может считаться убедительным?
Совсем недавно выпускник должен был доказывать состоятельность своей позиции, опираясь на литературный материал. Сейчас в этом нет строгой необходимости, хотя читательский опыт здесь помогает лучше всего!
Теперь вы можете сослаться и на авторитетные источники, мнение известных людей, обратиться к теоретическим знаниям в науке, искусстве... Факты, события действительности тоже могут быть весомой доказательной базой. Цитаты, пословицы, статистические данные, жизненный опыт, логика...-всё это делает ваше мнение аргументированным.
Очевидно, что возможностей быть убедительным много! 😉
▪️"Мне близка позиция автора. Я тоже считаю, что такие события, как первый полёт человека в космос, являют собой смену эпох в жизни человечества...На космических станциях проводятся уникальные эксперименты в области биологии, медицины, физики... Следовательно, нас ожидают удивительные открытия, которые, возможно, станут новой вехой в истории." (Из сочинения)
В приведённом примере мы видим все составляющие данной части сочинения : СОГЛАСИЕ с автором (указано, в чём именно сходятся во взглядах автор текста и автор сочинения), АРГУМЕНТ в виде теоретических знаний и ВЫВОД (удачно употреблено вводное слово "следовательно"). Таким образом, примерный объём этой части работы - 5 предложений.
Помним о том, что обосновывать надо НЕ проблему текста и НЕ позицию автора! Обосновывать надо СВОЁ МНЕНИЕ! Мнение, ПОЧЕМУ согласен или не согласен с тем, что думает и пишет автор по поставленной проблеме . Оценку нравственной позиции выпускника эксперт не даёт, поэтому ваше мнение, если оно высказано корректно и никого не оскорбляет, имеет право на существование!
▪️"Я согласен с автором, так как сам живу в посёлке и вижу, что в последние годы молодёжь уезжает в крупные областные центры, большие города. Тенденция такова, что молодые люди не видят шансов, оставшись в деревнях и сёлах, получить хорошее образование, выбрать дело по душе. Поэтому надо поднимать престиж таких профессий, которые дадут возможноссть оставаться юношам и девушкам там, где они родились и где нужны их знания и силы." (Из сочинения)
▪️"Нельзя не согласиться с автором : быть благодарным очень трудно, гораздо проще самому делать хорошее для других. В связи с этим мне вспоминаются слова учёного и историка В.Ключевского: "Благодарность ... есть долг того, кто благодарит, требовать благодарности - глупость, не быть благодарным - подлость". (Из сочинения)
❗️Если нет уверенности, что вы хорошо помните цитату, то лучше используйте косвенную речь, иначе есть риск допустить фактическую ошибку.
▪️" Я абсолютно согласна с автором. Люди, у которых есть цель, постоянно пребывают в приятном ожидании, с радостью встречают новый день, зная, что они ещё на шаг станут ближе к задуманному. Если же у человека нет цели, то жизнь его становится пустой и скучной. Поэтому, я уверена, надо всегда быть "в движении", мечтать, ставить перед собой задачи, решать их и идти вперёд." (Из сочинения)
Эта часть работы может принести вам всего 1 балл, но и за него надо побороться, потому что даже 1 балл способен многое решить! 😉