село Кулаковка - город Павловск. Окончание путешествия. 4 июля 2022.
Сегодня - последний день нашего путешествия. До города Павловска плыть 36 километров. Всего-то полтора часа хода. Машина нас будет ждать в 12:00 по Москве. Торопиться не будем. Завтрак будет готов лично для нас (Vip-guests) в 8:00 (МСК), что для нас - девять часов. Первой проснулась Марина и ничего не увидела в окно, - молоко! Это был туман над Доном. Для нас туманы не редкость, и здесь мы видели туман в 2019 году. Марина поначалу с камерой прошлась, поснимала виды. Затем меня подключила к видеосъемке.
На берегу Дона в этот ранний час мы были не первыми. Один из постояльцев уже рыбачил на поплавочную удочку прямо с пляжа, стоя по колено в воде. Ловились караси и подлещики (густера). Не маленькие.
Вчера поздно вечером дождь прошел над Доном. И утром трудно было понять, - всё сырое от дождя или от тумана... От дождя пострадали вчерашние прибывшие путешественники на плоту. Противосолнечная защита в виде тента над плотом была, однако испытание дождем и ветром не выдержала. Компания была мокрая, уставшая. Возраст - два поколения (родители-дети). Наверное, плыли от Павловска и не рассчитали время прибытия. Плот стоял рядом с пляжем без присмотра.
Отправились на завтрак. Всё было вкусно. Затем короткие сборы. Чего собирать? Мы и не разбирали ничего. Попрощались с хозяйкой, рассчитались и в путь.
Вода зеркало. Солнце почти всегда справа. В километре, выше - есть ещё одна турбаза. Но мы её никогда не посещали. Не было нужды. Но красиво стоят домики, свой заливчик с пароходом. Может, зайдем, когда ни будь.
Выше - Городище Карабут. Интересное и историческое место. Эпоха бронзы. Здесь жили 5000 лет назад! А затем - было хазарское городище. Такое, как Маяцкое у Лисок. Под берегом этого городища Козинская яма, и при любой погоде много рыбаков. Всегда хотели побывать наверху, но не вышло.
Все села (не все) имеют одинаковую историю. Созданы они были переселенцами с Польши и Литвы. Затем, при раздаче земель царским вельможам, были превращены в крепостных. Вот и Большая Казинка из таких.
За поворотом - сосновый бор и детский санаторий “Жемчужина Дона”. Работает или нет - не знаем. Прошли стенку пристани остановочный пункт Б.Казинка. Увидели следы пожара 2020, который уничтожил не только лес, но и часть села Николаевка. Нижний Карабут пролетели, и начались красивые меловые обрывы. Не такие большие, как некоторые на Дону, но красивые.
Перед Семейкой красивый крутой берег с опорой ЛЭП. Бывали, знаем. В пещеру к летучим мышам я забирался именно здесь. И именно здесь я лазил по тине в поисках видеокамеры. Меня кусали всякие твари.
Интересный вопрос в голове? Как зовутся жители Семейки? А жители села Кувшин! Катойконимы какие?
Все эти берега поверху со множеством археологических памятников. От готов до гуннов, от хазар до половцев. И еще намного раньше. Совсем свежие - окопы итальянцев.
По берегам Дона много полузапруд для увеличения глубины судового хода. Со времен Ивана Грозного государство уделяло внимание дноуглубительным работам на реке. Дон чистили от затонувших деревьев, мешающих судоходству. Для расчистки рек привлекались местные жители, - это был особый вид налога. Петр создал особую команду по расчистке рек для прохода построенного Российского Флота. Большая часть флота Петра1 осталась на мелях Дона и до Азовского моря не дошла.
Стандарт глубины на перекатах был - 71 сантиметр. Карл! Семьдесят один сантиметр глубины добивались сотни лет!! (почему именно 71 см? - догадайтесь). В начале 20 века думали пойти на крайнюю меру - весь Дон перекрыть десятками плотин со шлюзами. От станицы Трехостровской до Семилук. Не решились. А пока на Дону делались каменные полузапруды. На лошадях, и потом на машинах по льду привозили камень и в полыньи ссыпали. Их тоже десятки по Дону и Хопру. На реке Мюррей в Австралии есть.
В газетах 19 века нередки были записи. “будара купца Н. сбила на середине реки Дон воловью упряжку. Один вол утоп, второй уплыл вместе с сеном и повозкой, а хозяин повозки сбежал, боясь наказания от охраны лодки. Будара застряла на сутки и создала пробку из судов, идущих с Ростова и Лисок. Повозка переходила реку в неположенном месте “. Триста лет вот такое судоходство было и Дон победил. Такой же мелкий остался, как и при Петре. И Хопер победил. Вот с Волгой к концу 20 века справились, превратили в громадное болото множеством плотин...
Поэтому нам смешно слушать “нытиков”, которые сообщают, какая раньше река полноводная была (любая). Телевидение ежегодно пугает нас, что конец близок, река (любая) пересыхает... Никогда такого не было, и вот - опять пересохла.
У села Желдаковка по берегу лежат камни. Привезли, наверное, в 2018. Зачем- не поняли. Да... названия населенных пунктов за 150 лет здорово поменялось. это было Желтаково. И не Украинская Буйловка, а Хохляцкая Буиловка. Дороги новые появились, старые забыты. Вот здесь, левом берегу Дона был известный тракт - Черкасский тракт! Представьте... Нет дорог М-4, М-6. Крым не наш, и Ростов-на-Дону не существует. Средство передвижения - гужевой транспорт. Существует лишь дорога на Астрахань. Не по Волге, а от Царицина до Новохоперска и далее до Тамбова.
Одна дорога была для покорения Кавказа и Турецкий войн - Черкасский тракт! Он потерял свое значение с постройкой железных дорог, после “спрямления” пути некоторые участки были забыты. У станицы Казанской была станция почтовая, описанная в повести Белкина, - Станционный смотритель. Старый фильм мало кто помнит по мотивам повести. Новый фильм - помнят некоторые,- из-за исполнителя главной роли. (у него подлецы хорошо выходили).
Красивые склоны -Ярцы. Рассматривать одни и те же берега реки, когда спускаешься или поднимаешься - увлекательное занятие. Берега разные. Часто поначалу бывало, что видно непримечательный высокий берег, глазу не на чем остановиться. Проплывешь его, оглянешься... - ё-маё.. Как красиво и почему не сделали фото-видео? С оценкой некоторых людей так же.
Украинскую Буйловку прошли - дальше пригороды Павловска. Много лодок, гидроциклов, людей на пляжах. Осторожно прошли до Басовского рукава. Эту протоку засыпали накрепко большой и высокой плотиной. Набережная города Павловска обновляется. Интересно будет посмотреть результат - красиво будет.
Следующий этап был неинтересен. Подплыли к устью реки Осередь, вытащили все вещи под ближайшее дерево ветлы и стали ждать машину.
Машина ждала нас в 50 метрах, как оказалось. С водителем Владимиром сплавали на лодке до Кирпичей и Белогорья, - Белогорского монастыря. Затем машина подъехала к берегу Дона, мы погрузили лодку с мотором... и всё... Сплав закончен. Потом дорога Бутурлиновка - Васильевка - Елань-Колено - Новохоперск - Поворино - Балашов. Всё - путешествие 2022 года закончено. Проплыли 600 километров, проехали 550 км на машине. Посетили четыре области. теперь будем отдыхать. И готовить отчёт.
Спасибо за терпение всем, кто прочитал наш отчет. До следующих встреч!
немного грустно.