Начало нулевых выдалось насыщенным для компании Saturn: в самом начале (2000-2003) эта марка всё ещё была самостоятельной, и в то время её модельный ряд был полностью обновлён. На замену безумно популярной в 90-е S-серии пришёл Ion, но также Saturn попробовал войти в нишу кроссоверов с моделью Vue, однако соперничать на равных с японскими конкурентами ей было очень проблематично. Поэтому GM в 2004 году решил полностью взять Saturn в свои руки (вместо упраздненного Oldsmobile), хотя все предыдущие модели марки также созданы при участии этого самого большого автоконцерна в мире. General Motors с того момента начал создавать на базах машин марки Saturn свои модели под брендами Chevrolet, Pontiac, Opel и даже Daewoo. К примеру на удлинённой на 15 см платформе GM Thetа, которая ранее использовалась только на Vue, в 2004-м начали выпускать Chevrolet Equinox, ещё спустя год появился и его "спортивный" аналог - Pontiac Torrent. Позднее машин на этой платформе стало ещё больше, однако об этом подробнее уже в середине этой части. Что касается Ion, то на его базе в 2004-м также вышел Chevrolet, но уже седан модели Cobalt. Его аналог от бренда Pontiac также не заставил себя ждать, и в 2005-м вышла модель G5.
А теперь перейдем к обновлению модельного ряда, и начнём с минивэна Relay, у которого, вопреки всем канонам марки, кузов был металлическим.
В 2005 году Relay в качестве опции получил новый 3.9 литровый V6 серии LZ9. Он был мощнее базового 3.5 литрового мотора на целых 40 коней, и его мощность составляла 240 л.с. Ещё опционально Vue в максимальной комплектации (всего их было 3) предлагался и с полным приводом, однако такой тип трансмиссии мог сочетаться лишь с 3.5 литровым двигателем. Также вэн обзавёлся и новыми ступицами с креплением на 6 гаек вместо 5, соответствующим образом изменились и колёсные диски.
Ion же по большей части обновился ради повышения привлекательности и надёжности. Обновили дизайн колпаков и литых дисков. Двухспицевый руль окончательно уступил своё место 4-спицевому на седанах, Quad Coupe обзавелось таким годом ранее (см. 3 часть). Купе во всех комплектациях, а также все седаны, кроме базовой версии Level 1, стали оснащаться новой аудиосистемой с поддержкой формата MP3, но и в базовой комплектации обновили дизайн сидений, а также "подтянули" качество пластика до более высокого уровня. Также Ion-ам в кузове седан провели "подтяжку лица", в результате чего машина получила новую, интегрированную в бампер, хромированную решётку радиатора в более выдержанном стиле.
По технической части купе с седаном с того момента были унифицированы, поскольку 5-ступенчатый автомат Aisin и вариатор (который был ненадёжным) сняли с производства, вместо этих трансмиссий опционально начали выпускать 4-ступенчатый автомат производства GM, при этом по умолчанию Ion по-прежнему оснащали 5-скоростной механической КПП.
Vue в 2005 году изменился лишь технически. Поскольку от производства вариатора в компании Saturn отказались, переднеприводные версии кроссовера также получили всё тот же 4-ступенчатый автомат, что и Ion.
Всего же компания Saturn за 2005 год продала 213657 автомобилей, это на 0.77% больше, чем годом ранее. По моделям у меня статистика лишь по Штатам, где в то время было продано 100891 Ion, 91972 Vue и 15758 Relay. Ещё 5036 машин L-серии было продано из запасов.
В 2006 году компания выпустила целую дюжину новых моделей, правда большинство из них появилось в результате бейдж-инжиниринга, однако рассказать о них всё же стоит, ибо они по своему интересны.
Начнём пожалуй с... Pontiac Solstice. Это была долгожданная новинка для бренда, который не выпускал двухдверные авто с момента снятия с производства Pontiac Fiero в 1988 году. Важным отличием новинки является то, что у Солстайса двигатель спереди, а у "старины" Фиеро он располагался за пассажирским модулем. На какую-то индивидуальность рассчитывать не стоило, так как Pontiac был частью той корпорации, которая готова плодить соплатформенников даже сугубо спортивному автомобилю. Поэтому уже тогда решили наладить производство клонов Solstice с менее специфической внешностью. Дизайн будущего Opel GT (он же Daewoo G2X в Южной Корее) разрабатывали в Германии под руководством Франц фон Хольцхаузена. От оригинального Pontiac в дизайне не осталось ничего, кроме дверей и рамки лобового стекла. Однако с продажами в Европе этой машины решили повременить до 2007 года, а новый дизайн решили опробовать в Северной Америке уже в 2006, и именно тогда и появилась американская версия Opel GT:
Saturn Sky
Год начала продаж: 2006
Несмотря на то, что дизайн Sky был разработан фирмой Opel, аналог под этим брендом начали выпускать только в 2007 году. Saturn же появился на год раньше, однако "водился" он только в США и Канаде. Модель смотрелась очень необычно: тот факт, что это был родстер, уже будоражил умы любителей марки, но чтобы ещё и с задним приводом! Saturn ни до, ни после Sky не выпускал заднеприводных машин, что больше подчёркивает уникальность модели. Правда, из пластиковых кузовных деталей на нём были только бампера, остальные "пожитки" из алюминия. Saturn Sky, как и его клоны с иными шильдиками и светотехникой под названиями Opel GT и Daewoo G2X, выпускались на предприятии в Вилмингтоне, где когда-то выпускали Saturn L-серии.
Базовым для Sky был 2-х литровый двигатель мощностью 177 л.с., который мог комплектоваться в паре 5-ступенчатой механикой или автоматом с таким же числом передач. Была и версия "погорячее" - Sky Red Line, эта машина является самым мощным и быстрым Saturn в истории. Она отличаласт от стандартной версии новым 2-х литровым двигателем мощностью 260 л.с., который разгонял машину "до сотни" за 5.5 секунд. Также Red Line дополнен системой ESC, дифференциалом повышенного трения и сдвоенной выхлопной трубой. Салон этой версии был полностью обшит кожей, а снаружи модель можно опознать по другим бамперам.
Saturn Aura
Год начала продаж: 2006
После провала L-серии, снятой с производства ещё в 2004 году, в Saturn кардинально пересмотрели стиль своего флагмана. Её преемник, получивший название Aura, впервые был показан на Международном североамериканском автосалоне в январе 2005 года. Уже спустя год Aura начали сходить с конвейера завода "Fairfax" в городе Канзас Сити, штат Канзас. Машина была на 13 мм длиннее предшественника, и тем не менее была значительно просторнее и лучше оснащена.
В отличие от L-серии с очень своеобразной внешностью, дизайн кузова и интерьера был "европеизирован" и разработан с оглядкой на новейшие модели марки Opel. Построена Aura на переднеприводной платформе GM Epsilon, которая была с незначительными изменениями заимствована у Opel Vectra C. Кстати, Saturn уже второй раз берёт "тележку" у этой модели, правда основой L-серии была платформа от актуальной в её время Opel Vectra B. Оснащение у Aura уже в базе было весьма приличное: круиз контроль, навигационная система, автоматические фары, 6 подушек безопасности, AUX и литые 17" диски. Под капотом у начальной версии, называвшейся XE, был 3.5 литровый V6 серии LZ4 мощностью 219 л.с., он работал совместно с 4-ступенчатой автоматической трансмиссией. Следующей и флагманской ступенью была XR, которая оснащалась двухвальным 3.6 литровым V6 мощностью 252 л.с., он стыковался с 6-ступенчатой автоматической трансмиссией GM Hydra-Matic, управлять которой можно было с помощью подрулевых переключателей. Оснащение этой версии было ещё более престижным и включало в себя: кожаный салон с деревянными вставками (коричневый или черный, доступный за доплату), а также дистанционный пуск двигателя.
Aura получила множество положительных отзывов журналистов и критиков, поэтому она получила титул "Североамериканский автомобиль года 2007", это является самым лучшим достижением для компании Saturn за всю её историю.
Не обошли стороной и существовавшие модели, в числе которых были Vue, Relay и Ion. Vue был старейшей моделью в гамме Saturn, поэтому ему в 2006 году провели основательный рестайлинг:
В ходе него Vue не получил никаких технических изменений, однако внешне модель довольно сильно изменилась. Между новыми фарами появилась решётка радиатора с логотипом Saturn и хромовым кантом, также под переднюю оптику пришлось переделать бампер (он мог быть с противотуманками или без них) и капот. Дверные ручки и задний бампер стали окрашивать в цвет кузова (если не считать серию Red Line, у которой всё это уже красили до рестайлинга ), а ручка багажной двери стала хромированной, и на ней также появился логотип компании вместо надписи "SATURN". По традиции, с рестайлингом были обновлены и колесные диски.
Интерьер Vue заметно преобразился: новое 3-спицевое колесо и радио с AUX разъемом были взяты у Saturn Aura. Центральную консоль обновили в том же духе. Приборы на панели стали белого цвета, при этом торпедо, если салон был кожаным, могло отделываться деревом по желанию клиента.
Vue Red Line обновили в том же духе. Чёрный кожаный салон в этой спецверсии теперь был штатно, а также Red Line получил полностью новый обвес с уникальной "широкой" решёткой радиатора.
Наконец, Saturn решил поэкспериментировать и с гибридами. Так, после обновления у Vue, вдобавок к "Red Line", появляется ещё и версия "Green Line". Под капотом там установлен 2.4 литровый двигатель на 170 л.с., ему в работе помогает 36-вольтовая батарея, расположенная под полом. Она стыкуется с ДВС с помощью ремня. По сути дела это продвинутая версия системы "старт-стоп", ведь электродвигатель глушит мотор после полной остановки и включает его сразу после нажатия педали газа. Однако он также стабилизирует крутящий момент и помогает двигателю быстрее запускаться. С этими способностями " Green Line" расходовал значительно меньше топлива, чем обычный Vuе (8.7 л на 100 км в городском режиме против 11 литров на "сотню" у обычного Vue с 4-цилиндровым агрегатом)
Линейка агрегатов модели Ion была расширена в 2006 году, появился новый 2.4-литровый двигатель серии Ecotec мощностью 170 л.с. с системой изменяемых фаз газораспределения, он также устанавливался и на гибридный Vue. Он был доступен для седанов и купе в комплектации Ion 3.
Версия Ion Red Line теперь также могла быть ещё мощнее. Заводская доработка "Stage 1" предусматривала изменённые систему впрыска топлива и электронный блок управления, в результате мощность поднималась с штатных для Red Line 205 до 236 л.с.
Но и это был не предел, Saturn также начал предлагать кит "Stage 2". Если заказать его, то мощность Red Line могла подниматься до 241 "коня". Также GM дал клиентам компании возможность прокачать Stage 1 до Stage 2.
Что же касается минивэна Relaу, то он продавался из рук вон плохо. Из гаммы моторов убрали 3.5 литровый V6, а также полноприводную версию. Однако осталась версия с 3.9 литровым 240-сильным V6 и передним приводом, она и стала единственной возможной. 17 ноября 2006 года выпуск Relay был остановлен, вместе с ним ушел и Pontiac Montana SV6. Однако его продолжили продавать в Канаде, а вот минивэн от Saturn совсем перестали производить. На замену Relay пришёл большой кроссовер, который также имел клонов, отличающихся оснащением и дизайном:
Saturn Outlook
Год начала продаж: 2006
Корпорация GM в 2006 году решает постепенно отказаться от реализации минивэнов в США в пользу больших SUV с несущим кузовом. Для нового семейства передне/полноприводных автомобилей построили новый завод "LTD"(сокращение от "Lancing Delta Township") в штате Мичиган. Платформа в честь завода и города получила название Delta, и на ней начали строить 3 модели: Buick Enclave, GMC Acadia и Saturn Outlook. Последний из перечисленных и стал самым бюджетным в этой линейке. Он отличался от GMC дизайном передней части, колёсных дисков и шильдиками. Это был самый вместительный автомобиль Saturn, так как он мог вмещать в себя 8 пассажиров: третий ряд тоже был трёхместным.
Под капотом был 3.6 литровый V6 серии LY7 мощностью 270 л.с. с 24 клапанами и системой изменения фаз газораспределения. Также опционально предлагалась его форсированная 275-сильная версия, машины с которым визуально можно отличить по сдвоенной выхлопной трубе. Агрегатировались двигатели с 6-ступенчатым автоматом, за доплату можно было получить полноприводную версию Outlook.
В декабре 2006 года Outlook попал под отзывную кампанию: в опорах двигателя не были просверлены отверстия для выпуска воды, а также в багажной двери выпущенных Saturn и GMC, оказалось, бракованные уплотнители. Все недочёты устранили без проблем, однако выпуск новых машин пришлось остановить на несколько дней.
За 2006 год в Америке было продано 226375 автомобилей марки Saturn. Компания показала прирост в продажах на 5.95% по сравнению с 2005 годом благодаря новым моделям. Однако и на старые модели спрос по-прежнему был очень стабильным. К примеру, почти 50% от всех проданных Saturn приходилось на Ion, который купили 102042 раза. На 2 месте по популярности был Vue, которых продали 88581. Следом за ними с значительным отрывом идёт Aurа с цифрами 19746. Остальные модели не смогли пройти даже 10-тысячный барьер по продажам: обладателями Sky стал 8671 "счастливчик", Relaу оказался даже менее популярным, его купили всего 7171 раз. Outlook начали продавать в самом конце года, успели всего 144 таких автомобиля реализовать в 2006-м. А также со склада продали 20 экземпляров L-серии.
Настал 2007 год. Модельный ряд почти полностью обновлён, осталось только найти замену устаревающим Ion и Vue. Машины с наружными кузовными панелями из пластика решили снять с производства, причём сделать это решили довольно быстро. 29 марта завод в Спринг-Хилле, где выпускались эти модели, был закрыт на реконструкцию, после этого производство Vue и Ion было прекращено. При этом последний из перечисленных обновили в самом начале года. Базовому 2.2 литровому двигателю поставили ЭБУ от 2.4 литрового, в результате чего его мощность поднялась с 140 до 145 л.с. "Средний" мотор также форсировали с 170 до 175 л.с. Тираж Vue и Ion, судя по продажам, оказался немногим более 500 тысяч у каждой модели, что не идёт ни в какое сравнение с S-серией, но всё же лучше, чем убыточная L.
Летом 2007 года место ушедшего весной оригинального Saturn Vue в линейке бренда заняла бейдж-инжиниринговая версия Opel Antara, которую нарекли Vue второго поколения:
Saturn Vue (2 поколение)
Год начала продаж: 2007
На первый взгляд кажется, что от прежнего Vue у этого паркетника только название. Но на самом деле Opel Antara и оригинальный Vue конструктивно были "дальними родственниками". В их основе лежит одна и та же платформа - GM Theta, только в Antara/Vue 2 она была с увеличенной колёсной базой. По кузову действительно у этих автомобилей 0 общих компонентов, поскольку кузов Антары был разработан в Германии с чистого листа, и в нём не было деталей из полимерных материалов, за исключением бамперов и всяких накладок. Да и что в Европе всем было знакомо, то для американского потребителя было в новинку, поэтому новый Vue мгновенно стал бестселлером модельного ряда. Иронично то, что это случилось только после снятия с производства Ion и оригинального Vue.
Производство этих машин велось уже за пределами США - в Мексике, на предприятии GM в городе Рамос-Ариспе, где также одно время выпускали печально известный на весь мир Pontiac Aztek. Выпускался он с 2 бензиновыми двигателями, это мог быть 2.4 литровый 4-цилиндровый Ecotec мощностью 170 л.с., он был на базовой версии XR. Однако была и комплектация XE с 3.6 литровым V6 мощностью 257 л.с., с этим двигателем в связке был только "автомат". Версии "Green Line" и "Red Line" продолжили существовать в этом кузове, хотя начинка у них также соответствовала новому поколению. Red Line по прежнему был с спортивным обвесом в арсенале, а Green Line также был гибридом.
Однако у флагмана модельного ряда также появилась гибридная версия - Aura Green Line. Она делила начинку с Vue, а также была единственной версией Aura с 4-цилиндровым двигателем. Остальные модели принципиально не изменились.
В 2007 году расклад по продажам был очень даже замечательный: спрос на машины Saturn повысился на 6.06% по сравнению с 2006-м, и составил 240091 экземпляр. В лидерах по продажам впервые в истории марки оказался кроссовер - Vue - с результатом в 84767 автомобилей, правда это статистика на 2 поколения, поскольку в первом полугодии ещё выпускался старый Vue, а в втором - новый. 59964 человека предпочли купить Saturn Aura, ещё 47873 сделали выбор в пользу сильно сдавшего по популярности Ion. Outlook не сильно приглянулся американцам, поэтому его купили лишь 34748 человек, и это максимальный результат для этой модели. Остальные разошлись по США крайне малым тиражом: Sky купило 11263 человека, а из запасов снятых с производства было продано ещё 1474 минивэна Relay и 2 последних Saturn L-серии.
2008 год стал последним полноценным годом жизнедеятельности компании. По GM сильно ударил мировой экономический кризис, и к концу этого года была анонсирована распродажа убыточных подразделений. К ним относился и бренд Saturn, уходивший "в минус" ещё с 2001 года из-за грандиозного провала L-серии и постепенного уничтожения GM оригинального модельного ряда марки, на который и был основной спрос.
В начале 2008-го наконец появляется машина, которая заняла место Ion в модельном ряду:
Saturn Astra
Год начала продаж: 2008
Россиянам этот автомобиль хорошо известен под брендом Opel, однако по ту сторону океана та же Astra 3 поколения появилась только в 2008-м и под совсем другой маркой. Эта машина не имеет никакой связи с Saturn Ion и отличается от немецкой "Астры" лишь шильдиками, светотехникой и оснащением. Собирали её на заводе в Бельгии, и оттуда поставляли в США, так что "американской" эта машина впринципе может называться лишь формально, даже название модели менять не стали. В отличие от Ion, у которого были 3-объемные кузова, Astra в США поставлялась исключительно в виде хэтчбека, причём с 3 или 5 дверями. Двигатель и вовсе был доступен только 1: бензиновый, мощностью 138 л.с. с МКП или АКП. Комплектации были следующие: XE и XR, последней были доступны пакеты "Sport Handling" и "Premium Trim". Оснащение было хорошим, в качестве опции был даже кожаный салон.
Однако при ожидаемых цифрах 30-40 тысяч автомобилей в год в США Saturn Astra в 2008-м пожелало купить лишь 11968 человек. Столь провальным результат оказался из-за отсутствия трехобъемного кузова в линейке и слабого силового агрегата.
Наконец, перейдём к решению GM о распродаже убыточных подразделений. В их число вошли: Saab, Saturn, Hummer и Pontiac. Второй раз в истории марки происходит снижение спроса более, чем на 20%: в первый раз это произошло ещё в 2004-м с падением на 22.10%, второй раз это происходит с чуть менее огорчительными 21.69%. Однако суммарный спрос на Saturn опускается ниже 200 тысяч впервые с 1992 года, тогда правда у марки была всего одна модель.
Из 188004 проданных Saturn в США был 81676 Vue, остальные модели не дотянули и до 60 тысяч: Aura купили 59380 раз, Outlook 25340 , Sky 9162. Результаты Astra есть, а из запасов машин, снятых с производства было реализовано 315 Ion-ов и 163 экземпляра Relay.
После решения о продаже предприятия новых моделей под брендом Saturn более не создавалось, и осталось только описать процесс постепенного закрытия предприятия:
В октябре 2009 года бренд Saturn решила купить компания Penske Automotive, однако сделка сорвалась, и спустя месяц производство всех машин под этой маркой прекращается. Некоторые модели продолжили существование под другими брендами: Saturn Outlook слегка модернизировали и стали выпускать под брендом Chevrolet Traverse, а Saturn Vue продолжили делать как Chevrolet Captiva Sport. Остальные же окончательно исчезли и больше не появлялись под другими марками. 31 октября 2010 года бренд Saturn был официально закрыт, в тот же день был упразднён и Pontiac. Это, кажется, уникальный случай, когда одна корпорация за 1 день закрыла сразу 2 бренда. Правда Pontiac оставил огромный след в истории американского автопрома, а вот о Saturn такого не скажешь: всего 20 лет деятельности Saturn никак не сравнить с Pontiac - брендом, который просуществовал 84 года и был широко известным во многих странах мира. Но тем не менее, Saturn S-серии, Vue и Ion всё же разошлись значительным тиражом.
P.S. Слоган Saturn "Автопроизводитель, не похожий на других" был жизненной силой компании, которую ценили за оригинальный подход к клиентам (после покупки автомобиля, например, персонал дилерского центра провожал клиента аплодисментами) и за машины, непохожие на весь остальной американский автопром. В последние годы GM лишил марку и слогана, и завода в Спринг-Хилле, и оригинальных моделей. Это худшим образом сказалось не только на покупателях, но и на толстосумах из GM, желающих нажиться на безжалостной распродаже компаний, лишённых самой корпорацией перспектив на дальнейшее существование в чужих руках. Из 4 брендов, выставленных на торги ни по одному сделка не прошла успешно.
#saturn
#сатурн
#автоэкзотика
#редкие машины
американский автопром
,