Разделения на каких-то панков или хиппи в Советском Союзе не существовало. Все неформалы, так или иначе, пересекались, потому что их было немного. Да, понятно, что кто-то увлекался тяжелой музыкой, кто-то слушал Depeche Mode, но разделения началось с 90-х годов. В условном 1986 году на концерт все шли дружной шеренгой. И такой же дружной шеренгой убегали от гопников. А кто собственно спел первым честно об этом? Майк Науменко и спел. Точно так же он стал первым человеком, который сумел переложить на русский язык обычный рок-н-ролл. И лично я до сих пор считают его «Зоопарк» одной из главных групп в нашем роке. То есть если бы не было бы Майка с его группой, то мы вообще не имеем понятия, как бы выглядел в итоге наш русский рок.
О нём часто говорят как о человеке, который не успел получить свою заслуженную славу. Но, на мой взгляд, такой подход некорректен. Прежде чем рассуждать о каких-то гонорарах стоит задуматься о том, что современные критерии к Майку невозможно применить. Ведь он был продуктом именно советской системы, и мыслил соответственно другими категориями. С таким же успехом можно задать вопросы было бы Моцарту – Дядя, а ты стадион соберешь? А у тебя есть миллион долларов? Он бы просто не понял о чём идёт речь. Так же не понял бы и Майк.
Для него как советского музыканта существовала простая цель – донести свою музыку до слушателей. И в этом он достиг успехов. Если в первой половине 80-х годов гастроли «Зоопарка» проходили преимущественно по Ленинградской области, то зато во второй половине того десятилетия Майк катался уже по всему Советскому Союзу. Владивосток, Абакан, Казань, Новосибирск. В 1987 году «Зоопарк» были самой часто гастролирующей группой Ленинградского рок клуба. С ними даже Виктор Цой не мог тягаться, а он к тому времени так же был уже популярным певцом.
То есть, как музыкант Майк без сомнений состоялся. Несомненно, его целью был и выпуск официальной пластинки. Но и здесь он смог добиться успеха. Фирма «Мелодия» во второй половине 80-х годов начала активно штамповать записи рокеров, которые пятью годами раннее не могли и мечтать о таком. Так что все цели к 1988 году были достигнуты. Группе было необходимо двигаться куда-то дальше, но видимо так далеко Майк не планировал свою жизнь.
С гастролями проблем не было, тем более группа не просто выступала, а успела стать главным событием на фестивале «Подольск 87». Это, пожалуй, был главный фестиваль Советского Союза и там-то Майк показал, что такое настоящий рок-н-рол. Постоянный опыт гастролей не мог не сказаться. Вот только за всем эти чувствовалась усталость. Новых песен к тому времени Майк не сочинял, а кататься со старым материалом ему явно надоело. Как позже вспоминал барабанщик группы, Майку не нравились перемены, пришедшие с перестройкой, и он не хотел их принимать. Видимо в глубине души он так и оставался советским человеком. Перемены с одной стороны принесли бесконечные гастроли, но на сцену-то Майк выходил и раньше. Вроде бы его песни издали официально, но судя по всему начавшийся кризис, это не могло разрешить. Плюс ко всему в семье у Майка было тоже не всё гладко.
Конечно же, к концу 80-х «Зоопарк» были одной из самых авторитетных групп, но Майк почему-то упустил свой шанс попасть в саундтрек к той же «АССЕ». Сократил он и количество гастролей, зато вместо всего этого к нему пришёл алкоголь. Он, как известно верный спутник деградации и падения.
Путь главного советского рок героя оказался, по всей видимости, совсем не таким как его представлял себе Майк. Вписываться же в наступавшую новую реальность он уже не имел ни сил, ни желания. Потому к концу 80-х от группы уже почти ничего не осталось. Он изредка всё ещё выступал, но всё чаще в одиночестве и с одной акустической гитарой. По инерции его всё ещё считали большой звездой и, например, на фестивале в Череповце он был в роли хедлайнера. Только вот само выступление не задалось. Вместо веселого исполнителя рок-н-рола перед публикой сидел уставший и уже немолодой человек.
Уход Майка Науменко закономерен и, на мой взгляд, логичен. В наступавшей эпохе ему всё равно не нашлось бы места, так же как не нашлось бы его и Александру Башлачеву. Хотя там бы точно смог бы существовать Виктор Цой. И именно по этой причине я и считаю Майка первым и последним советским рок героем. С окончанием эпохи Советского Союза пропал интерес и к нему. Впрочем, сам он явно достиг всего, чего хотел.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.