В посте о новинке «Ракеты» - часах «ИПФ» - мы пообещали при случае рассказать о других дружественных Eurotime брендах (first-hand information гарантирована, поскольку бывали на фабриках и многое видели собственными глазами), снискавших славу на ниве Metier d'Art, то есть художественного ремесленничества.
Сегодня речь пойдет об уникальном «угольном» циферблате, придуманном и изготовленном мастерами Blancpain. Сразу оговоримся, основным источником информации послужила статья из Lettres du Brassus, объемистого журнала, дважды в год выпускаемого мануфактурой Blancpain, мастерская которой в Ле Брассю является домом для одной из крупнейших в часовом мире команд мастеров-ремесленников.
Итак! Бинчотан (Binchōtan) – это японский древесный уголь глубокого черного цвета с тонкой текстурой. Он известен в мире как лучший уголь для… гриля! Будучи, по сути, чистым углеродом, он, выгорая, не дает запаха.
Но мастера Blancpain, которым не привыкать являть миру часы world-first, открыли совершенно другие возможности бинчотана. Пример нескольких декоративных арт-объектов, выполненных из него, вдохновил мастеров попробовать использовать его текстурированную черную поверхность как интригующий холст, который можно было бы украсить и изготовить уникальный циферблат часов.
Способ изготовления бинчотана был разработан три века назад в японской провинции Кишу. Он начинается со сбора веток убаме, вида особо твёрдого дуба, при этом сборщики и тогда, и сейчас были в эко-тренде - не рубили и не обдирали ветви с живых деревьев, а собирали только упавшие. Их складывают и сжигают при пониженных температурах в течение нескольких недель в печах, встроенных в склоны холмов. Этот процесс, разработанный ремесленником Бинчуя Чозаемоном (Binchoya Chozaemon), чьим именем он теперь называется, был в течение многих лет тщательно охраняемым секретом.
Опустим подробности многоэтапного процесса его получения и посмотрим на бинчотан глазами часовщиков. Приятным сюрпризом оказался тот факт, что бинчотан по твердости оказался близок к нержавеющей стали, и это позволило нарезать, сверлить и полировать бинчотан, как и любой исходный материал при изготовления циферблата.
Кусок бинчотана «нарезали» в поисках заготовки с бездефектной и наиболее интересной по текстуре поверхностью. Из-за её «дубового» происхождения при нарезке часто обнаруживались различные отверстия, трещины или, в некоторых случаях, сучки, не видимые невооружённым взглядом.
Всего было изготовлено четыре модели, каждая из которых поистине one-of-the-kind.
Дебютом стала уникальная модель под названием «Shinto Gate» («Синтоистские ворота» или Тории, П-образные ворота без створок в синтоистском святилище. Обычно они стоят на пути к святилищу и отмечают начало священной территории). Заготовку циферблата – диск из угля бинчотан – сначала покрыли лаком из древесного сока, получение которого тоже является древним рецептом.
Делать так делать! На отверждение каждого слоя отводилось два дня. Лак не только придавал блеск поверхности, но и имел консервирующий эффект.
После нанесения прозрачного лакового покрытия в центр циферблата была помещена резная трехмерная аппликация из красного золота в форме ворот, поддерживаемых тремя колоннами с каждой стороны. Фоном для ворот служит стилизованное изображение мерцающей воды, холмов и облаков. Японскую тему рисунка подчёркивает и традиционный красный лак «уруши», который импортируется из Японии.
При создании циферблата другой модели - «Fleur de Lys»(«Цветки лилии») - применялись совершенно другие техники. Здесь бинчотан использовался для маркетри, по сути, мозаики, когда тонко вырезанные элементы точно подгоняются друг к другу для создания целостного изображения.
На завершающем этапе создания циферблата часов «Kurikara Fudo» (Курикара Фудо - обоюдоострый меч, принадлежавший Фудо Мё-ō, японскому буддийскому богу огня), в которых бинчотан снова послужил материалом циферблата, для патинирования аппликаций из золота мастера Blancpain прибегли с сложной технике сякудо, которую они первыми применили в часовом деле. ☝ Тема еще одной статьи для по-настоящему интересующихся!
Четвертый циферблат на основе бинчотана– это новая интерпретация «Большой волны в Канагаве» на тему гравюры Хокусая. Это культовое изображение, созданное в1830 году, отображает грозную силу моря во время шторма. Тема крайне популярная в художественном ремесленничестве и не только, поэтому воплощенная множеством разных способов. Даже мастера Blancpain уже воплощали её в виде резного изображения из белого золота, патинированного в технике сякудо, на циферблате часов из мексиканского обсидиана. Но новая интерпретация «Волны» на черном циферблате из бинчотана передает совершенно иное настроение.
И напоследок. Все часы компании Blancpain отличаются механической начинкой высочайшего качества и надежности, эстетика – выше всяких похвал, и практически за каждой моделью стоит история или даже легенда, будь то омажные или реинкарнированные исторические часы.
Если вам была интересна эта статья, что мы увидим из лайков, обещаем рассказать и о других «экзотических" техниках в часовом деле – например, о сякудо и дамаскинаже, а также эмалевой миниатюре, жакемарах и многом другом.
Вам может быть интересно:
- Подписывайтесь на наш канал!