26 августа 1942 года приказом Главного управления Автомобильной дорожной службы Красной Армии № 0101 был создан отдел военной автоинспекции. Согласно этому документу, необходимо было провести реорганизацию Главного управления автодорожной службы.
Появление этого подразделения обусловлено высокой аварийностью на военном транспорте. Статистика было неутешительной, так, в письме НКВД от 31 декабря 1943 года сказано, что число аварий и катастроф воинского транспорта на автодорогах общего пользования (без прифронтовых) за январь – август 1943 года составило 4960, в них пострадали 5550 человек, из которых 1200 погибли.
Спустя три года приказом начальника Главного автомобильного управления Красной Армии №130 от 31 августа 1945 года предусматривалось создание внештатных военных автомобильных инспекций.
В начале инспекторы ВАИ выезжали на места дорожно-транспортных происшествий с участием военных автомобилей, проверяли воинский автотранспорт на дорогах, а также контролировали выход и возвращение машин в воинских частях.
Сегодня пулл задач у защитников дорожного порядка расширился. К основным функциям ВАИ добавились профилактика ДТП на личном транспорте военнослужащих, пропаганда безопасности дорожного движения, дорожный надзор, административная практика и проверка воинских частей по отдельным вопросам.