Со вторника мы всем семейством пребывали "на нервах". Дёргались, психовали, никакие думы в головы не лезли, мозги работали в одном направлении - что делать? Потому что вечером увидели на сайте школы, что напротив имени внучки висит вердикт "отклонено".
И прямо здесь же отмечено, что у неё приоритет при поступлении. Орфография не моя.
Приоритет: брат или сестра зачислены в этом учреждение.
Ничего не поняли. Сейчас принимают исключительно по прописке, по которой у нас школа одна - вот эта. Ещё русская рядом. Ребёнок родился 15-го сентября, по возрасту подходит. Плюс дополнительный бонус - приоритет.
Все школы переполнены, но посмотрели, кого из детей приняли. Может, вообще с датой рождения до 1-го сентября? Нет, полно с октября, ноября и даже декабря. Тогда в чём проблема?
Система сейчас такая - детей, которые родились до 1-го сентября, зачисляют на первом этапе. Остальных переводят во второй, с ними разбираются отдельно. В начале августа вдруг вызвали на тестирование по рисованию, в школе существуют классы с упором на искусство и хореографию.
Документы Жени подавали (ещё в апреле) на обычный профиль "Jeneral".
Ладно, пошла дочь с внучкой, три часа проторчали, все дети рисовали аквариум.
И вдруг 22 августа заново вызвали на тестирование. Не отметили присутствие, потеряли работу или плохо нарисовала - ничего не понятно. Прийти ещё раз.
Дочь не придала значения, в рисовальный класс поступать не собирались. Да и с работой сложности, поскольку начальник в отпуске, пашет за него. В общем, никуда не пошла. И во вторник на сайте появилась надпись "отклонено", причина - нет мест.
Значит, для детей, которые родились позже, места есть? У нас все преимущества - прописка, возраст, приоритет. А места нет.
Куда этого ребёнка девать? Назад в садик? В другую школу не примут по прописке, да и остальные переполнены при всём желании. Даже вдруг если бы приняли - с какой стати дети должны ходить в разные заведения?
Дочь встала на дыбы, сказала, что пойдёт по всем инстанциям. Для начала, конечно, отправилась в школу разбираться, наплевав на работу. Директора не было, секретарь ничего не решала, сочувствовала, но приходите завтра.
Понятно, что Женю просто вычеркнули из списка, коли не пришла на тестирование. Но ей не нужен класс рисования! Да и мало ли, по какой причине ребёнок отсутствовал - в деревне у бабушки, отпуск у родителей. Теперь в школе не учиться? Обычной, общеобразовательной, профиль "Jeneral".
Вчера, в четверг, родители отправились в школу вдвоём, поскольку дочь не очень владеет молдавским. Кстати, секретарь сразу перешла на русский.
Итак, родители с утра пораньше бегом рванули в школу. Я второй день сидела с внуками дома вместо поля, поскольку вдруг понадобится Женю привести? Нервничала, естественно. Детишки безмятежно веселились.
Директора опять не оказалось. Зайдите после часа. Дочь с зятем смотались на оптовый рынок, загрузили меня работой на ближайшие дни. Вперёд, бабушка, и с песней. Одних помидоров 85 кг. Для начала сегодня уже шуршала до 4-х утра. Но сейчас не об этом.
В час дня застали директора. Кстати, очень хорошая директор, но её можно понять. Разговор выглядел так:
- Мой ребёнок идёт по прописке, по возрасту, с приоритетом. Старший брат - отличник, лучший в параллели. По какой причине младшую не приняли?
- У нас нет мест! А приоритет роли не играет.
- Нет мест - это ваши проблемы, не мои. Ребёнок имеет право на бесплатное обучение в школе, куда относится по прописке. Запись о приоритете висит первой на сайте и есть в анкете. Почему нам отказано?
- Школа переполнена, по 43 ученика в классе.
- Значит, будет 44-й. Или не принимайте тех, кто родился позже и без приоритета.
- Они прошли тестирование!
- Какое тестирование? У нас профиль "Jeneral", никакого тестирования не положено. Если ребёнок плохо нарисовал аквариум, теперь в школе не учиться? Принимают одних Пикассо? Мы не в художественную академию поступаем. И она была один раз, аквариум этот рисовала.
- Возможно, перепутали, потеряли, нужно были прийти ещё раз на тестирование.
- Какое тестирование? Где написано, что ребёнок при поступлении в общеобразовательную школу должен что-то сдавать? Покажите закон.
Дальше в таком же духе. Женю просто вычеркнули из списка, не глядя. Нет ребёнка и хорошо, меньше проблем. А бедная задёрганная директор, конечно, рассчитывала, что сейчас объяснит обстановку, мамаша и пойдёт восвояси. В результате, сказала зайти сегодня, чтобы она посмотрела списки окончательно и разобралась.
Сегодня - ура! Зять заехал - всё в порядке, приняли! Уффф, эпопея завершена. Познакомился с учительницей, поговорил, забыл спросить насчёт формы. Да вряд ли она понадобится. Главное, что вопрос решили, пойдёт наша Женя в первый класс! Ничего подобного со старшим не было, но и родился он летом. Никаких вторых этапов.
А теперь анекдот: школа молдавская. Совершенно спокойно весь разговор с директором шёл на русском языке - без претензий. Я ещё дёргалась - а вдруг скажут, чтобы шли в русскую? Даже намёка подобного не возникло.
Вопрос - зачем отдавать в молдавскую? Самое первое: русские школы висят на волоске. Уже были прецеденты, когда закрывали, детей скопом переводили, где они оказывались изгоями, разумеется.
Второе - язык своей Родины нужно знать. Да, все вокруг спокойно говорят на русском, но с лёгкостью переходят на молдавский.
Пока ни о каком отъезде отсюда речь не идёт по ряду обстоятельств. И лишний язык ещё никому не помешал, тем более, что это романская группа - испанский, итальянский, португальский. А картина с переполненными школами везде одинаковая.
В классе Саши, по его словам, 25% говорят по-русски. Остальные года через два всё равно научатся. Здесь анекдот номер два: дети из молдавских семей очень быстро усваивают русский, хотя сам язык несравнимо более сложный. Наоборот - всегда проблема. Когда-то я прочитала насчёт Америки - если в группе садика есть русский ребёнок, через какое-то время все начинают лопотать по-русски.
У нас - аналогично. В группе Саши говорили на двух языках, поэтому он толком ничего не выучил. В Жениной - один молдавский. Мы обрадовались, ребёнок быстрее освоит.
Что получилось - завела себе Женя подружку, с мамой которой работает моя дочь. С девочкой в семье говорили на молдавском, да и постоянно к бабушке отправляли. Русский слышала, но не знала. Ничего, наша Женя научила. Мы-то рассчитывали на обратный вариант. Правда, не особо удивились, факт давно известный.
Насколько сейчас внучка владеет языком - загадка. Понимает, отвечать не желает. Зато в школе, когда парты носили, быстро вспомнила, раз припёрло.
И под конец повествования напишу ещё интересную вещь. В июне дочь забирала документы из садика. Зашла в кабинет к заведующей, которую видела второй раз в жизни.
Вдруг заведующая спросила, в какую школу Женя пойдёт, где и как учится Саша. Дочь оторопела. Пришла в себя, ответила. Заодно посетовала, что эта самая Женя не желает говорить на молдавском. На что заведующая успокоила:
- Не переживайте! Всё она прекрасно понимает, просто девочка с характером. Прижмут - заговорит.
Вот это как? В садике достаточно много детей, чтобы помнить не просто каждого, а ещё тех, кто ушёл два года назад. Уму непостижимо.
В общем, эпопея завершена, в первый класс внучку приняли. А самое главное, что в школу она хочет, в отличие от Саши. Надеемся, что и учиться будет хорошо, брата не подведёт.