Найти в Дзене
urfavoritemovie

Новая волна: как во Франции во второй раз изобрели кино

Оглавление

#франция #французскоекино #новаяволна #кино #историякино

В 1959 году на Каннском фестивале былапредставлена дебютная работа молодого французского режиссера Франсуа Трюффо “400 ударов”. Тогда многие крупные киностудии Франции были категорически против того, чтобы работа неопытного творца была представлена на столь известном и значимом для кино конкурсе. Для того времени фильм Трюффо был самым настоящим арт-хаусом, что-то на уровне “Дома, который построил Джек” сегодня, да и в приоритете у киностудии тогда были низкопробные массовые фильмы, снимавшиеся, казалось бы, по одним и тем же сценариям (менялись только имена), в одних и тех же павильонах и одними и теми же режиссерами. Но, будто бы назло всем, кто в него не верил, “400 ударов” получил приз за лучшую режиссуру, но более того с него началось то, что изменило историю мирового кинематографа – с картины “400 ударов” началась Новая Французская Волна. 

съемки фильма "400 ударов"
съемки фильма "400 ударов"

Что было не так со старым кино? Нужна ли была Новая волна? 

съемки фильма "400 ударов"
съемки фильма "400 ударов"

В середине и конце 50-х годов в кинотеатрах Франции господствовало низкопробное студийное кино, размножающиеся с такой скоростью, что вскоре в Европе практически любые плохие фильмы стали называть “кино французского качества” или “папино кино”. Да и в самой стране-производительнице качеством местных фильмов зрители были крайне недовольны: картины, одна за другой, получали разгромные статьи от кинокритиков и вообще в прокате даже неокупались. Секрет “успеха” был невероятно прост: во главе киностудии сидели отнюдь немолодые господа, которым был непонятна популярностьфильмов Феллини, Форда, Хичкока, Хоукса и Бергмана у молодежи, ровно, как и никто из них не мог додуматься, почему перестали работать старые проверенные формулы, ведь классика никогда не устаревает. В общем, появлению Новой волны способствовало два весьма крупных фактора: творческий кризис и огромная финансовая яма, в которое угодило французское кино. Вот так в большое кино открылась дорога молодым и амбициозным авторам, которым было суждено изменить мировую киноиндустрию. 

кадр из фильма "400 ударов"
кадр из фильма "400 ударов"

С чего все началось?

кадр из фильма "Красавчик Серж"
кадр из фильма "Красавчик Серж"

А почему именно “Новая волна”? Впервые французские читатели познакомились с этим термином в эссе журналистки Франсуазы Жиру за год до выхода “400 ударов”. Тогда она применила его (термин) к молодежи, но позже он прочно закрепился за новшествами кино.

кадр из фильма "Хиросима, любовь моя"
кадр из фильма "Хиросима, любовь моя"

Как было написано выше, новая эпоха французского кино началась с фильма “400 ударов”. И это самое популярное мнение среди киноведов, но некоторые считают, что начало новой волне дали “Красавчик Серж” Клода Шаброля или “Хиросима, любовь моя” Алена Рене, вышедшие в 58-ом и 59-ом годах. Однако принято все же считать, что эти две картины были лишь предпосылками Новой волны, так как именно дебют Трюффо доказал, что французскому кино непросто нужно, а необходимо обновление. 

кадр из фильма "400 ударов"
кадр из фильма "400 ударов"

В чем было новаторство? 

съемки фильма "На последнем дыхании"
съемки фильма "На последнем дыхании"

Перспективные режиссеры Новой волны решили поступить радикально и буквально заново изобрели кино (как технически, так и драматургически). Было решено пренебречь абсолютно всем, что считалось залогом успеха фильма в старом французском кино. С экранов наконец-то исчезли второсортные лавстори, словно сошедшие со страниц бульварного чтива, их заменили камерные, сложные и глубокие истории. Так, в “400 ударах”перед нами автобиографичный рассказ Трюффо о взрослении; давший старт “Дуанелевскому” циклу авторства все того же Франсуа; в “Клео от 5 до 7”Аньес Варда повествует нам о внутренних переживаниях начинающей певицы, которая, гуляя по Парижу, ожидает результатов анализов, желая узнать: есть ли у нее рак; а в полудокументальном фильме великого Жана-Люка Годара “Жить своей жизнью” мы наблюдаем историю молодой девушки, приехавшей покорять столицу французскую столицу, но оказавшейся на его задворках. Действия фильмов стали реальными и знакомыми большинству зрителей, а герои по-настоящему живыми, что, конечно же, значительно поспособствовало успеху Новой волны. 

кадр из фильма "Клео от 5 до 7"
кадр из фильма "Клео от 5 до 7"

Однако что происходило за кадром? С чего начать? С того, что было видно невооруженным взглядом. Камера. Камера сошла с рельс прямо в руки оператору. Картинка стала будто бы живой, также движущийся не только по осям “х” и “у” киноаппарат придавал действию динамики, а истории правдоподобности. Съемки фильмов вышли из душных павильонов на улицу, что одновременно позволяло и экономить на аренде помещения, массовке и придавать действию все той же живости. В отношении каста авторы отдавали предпочтение молодым, иногда, и вовсе непрофессиональным, актерам. Но, пожалуй, главной закадровой заслугой режиссеров Новой волны стало то, что теперь главная фигура на съемочной площадке – режиссер-автор, а не продюсер. Фильмы действительно отражали взгляды на автора на ту или иную проблему, а не желание студий в очередной раз наживиться на зрителе. 

съемки фильма "На последнем дыхании"
съемки фильма "На последнем дыхании"

Авторы. “Кайе дю синема” и Левый берег

Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо
Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо

А кто творил историю? Неужели новую главу в истории кино писал один лишь Трюффо своим “Дуанелевском” циклом? Конечно, нет. Главные авторы Новой волны были разделены на две группы: режиссеры из “Кайе дю синема” и группа Левого берега. 

съемки фильма "Безумный Пьеро"
съемки фильма "Безумный Пьеро"

“Кайе дю синема”(“Кинематографические тетради”) – это название легендарного кино-журнала, в котором работали амбициозные кинокритики, разносившие в прах “папино кино”.Именно среди этих критиков были Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар и Клод Шаброль. У них не было опыта в большом кино, и потому переход каждого от письменного стола к режиссерскому креслу был, конечно, очень рискованным экспериментом, но, безусловно, удачным. 

кадр из фильма "Жюль и Джим"
кадр из фильма "Жюль и Джим"

Группа Левого берега – группа режиссеров, уже имевших опыт в документальном и/или на телевидении. Среди них были Ален Рене, АньесВарда и Крис Маркер. 

кадр из фильма "Клео от 5 до 7"
кадр из фильма "Клео от 5 до 7"

Работы режиссеров из “Кайе” и Левого берега были очень схожи друг с другом по духу и кинематографическими приемами. 

кадр из фильма "Банда Аутсайдеров"
кадр из фильма "Банда Аутсайдеров"

Закат? 

кадр из фильма "Женщина есть женщина"
кадр из фильма "Женщина есть женщина"

Удивительно, но так называемого заката у Новой волны не случилось. Идеи критиков “Кайе” и режиссеров Левого берега не стали просто частью кино-истории. Но чем же тогда отличались французские новшества от Итальянского неореализма, Нового Голливуда или Перестроченого кино? Самое главное и заметное отличие заключается в том, что все выше перечисленное стало, в бо́льшей степени, продуктом политической ситуации в стране, потому и оказалось очень сильно привязано к времени, в которое было произведено. Новая волна же восставала не против, условно говоря, войны во Вьетмане или советского строя, а против строения старого кино. К примеру, легендарнейшее “На последнем дыхании” стало культовым в первую очередь благодаря монтажным изобретениям Годара, а не потому что впервые показало безвыходное положение советской молодежи, живущей в перестроечное время, как то было в “Маленькой Вере”. 

кадр из фильма "Стреляйте в пианиста"
кадр из фильма "Стреляйте в пианиста"

Вдобавок, Новая Французская волна к середине 60-х перестала быть французской. Режиссер других страны с охотой стали подстраиваться под парижских авторов, образовывая в своей стране “локальные Новые волны”. Тот же Новый Голливуд – это Новая волна в США, Оттепельное и Перестроечное кино – некие аналоги Новой волны в СССР и постсоветском пространстве. (Хотите – верьте, хотите – нет, но “Авария – дочь мента” – это своеобразное переложение “400 ударов” на перестроечные реали). Новая Французская волна – это была настоящая революция в кино, повлекшая за собой глобальные творческие изменения не только в родной стране, но и в мире. 

кадр из фильма "Жить своей жизнью"
кадр из фильма "Жить своей жизнью"

Более того, Новая волна, во многом благодаряЖану-Люку Годару, переродилась в новое направление, синонимом к которому стало “Криминальное чтиво”.

кадр из фильма "Мужское-женское"
кадр из фильма "Мужское-женское"

Постмодернизм

кадр из фильма "Криминальное чтиво"
кадр из фильма "Криминальное чтиво"

Вопреки мнению отечественных киноделов, снявших “Елизавету”, Постмодернизм – это не “когда в сериале про Екатерину II появляются черные графья” (это даже не шутка, а цитата). Постмодернизм – это огромное детище Новой Волны и картин Жана-Люка Годара, подарившему миру сотни талантливых режиссеров. Говорят ли вам что-нибудь имена Квентина Тарантино, Френсиса Форда и Софии Кополлы, Франсуа Озона, Джима Джармуша, Вонга Карвая, Киры Муратовой и Ренаты Литвиновой? Да, это все Постмодернизм. 

кадр из фильма "Трудности перевода"
кадр из фильма "Трудности перевода"

Грандиозное творение Новой волны и Годарасохранило все заветы французских новшеств, но при этом добавило в себя визуальные цитаты, аллюзии и оммажи. Последние и стали отличительными чертами Постмодернизма от Новой волны. Постмодернистические фильмы буквально кишат отсылками к другим фильмам. Взглянем на “Трудности перевода” Копполы – это самый настоящий оммаж на фильмы Новой Волны. Вспомним Тарантино! – его “Убить Билла” (обе части) – это большое признание в любви гонконгским боевикам, а вот знаменитый танец Умы Турман и Джона Траволты – это уже прямая отсылка к “Восьми с половиной” Феллини и “Банде Аутсайдеров” Годара. Кстати о Годаре! 

кадр из фильма "Убить Билла. Часть 1"
кадр из фильма "Убить Билла. Часть 1"

Почему в рассказе о Постмодернизме из всех режиссеров выделился именно Годар? Жана Люка Годара считают отцом-основателем Постмодернизма в кино, хотя сам он себя так никогда и не назвал. Его фильмы были более смелыми и радикальными, чем фильмы других режиссеров. И именно Жан-Люк стал одним из первых использовать визуальное цитирование, да и, в целом, практически все сходятся во мнении, что Годар был главным новатором и экспериментатором Новой волны. И, да, многие постмодернисты в своих творениях обращаются именно к картинам Жана-Люка. 

Жан-Люк Годар
Жан-Люк Годар

Новая Французская Волна – направление раз и навсегда разделило историю кинематографа на “до”и “после”. Авторы Новой волны доказали всему миру, что кино – это в первую очередь способ творца донести до зрителя свои мысли и уже во вторую очередь – заработать деньги.

-23

Спасибо за чтение 💖