В конце 2019 года я пришёл на встречу к новому заму по дорогам Максиму Куляшову. Его только недавно назначила на должность мэр Котова. Весь город был тогда слегка шокирован этим выбором.
Вообще, в тот год в Челябинске была неплохая атмосфера: пришёл новый губер, новый мэр, уволили старого зама по дорогам Алейникова (весь город праздновал). Я присматривался к новой администрации, а они даже делали вид, что прислушиваются ко мне.
Город готовился к проведению саммитов-2020, было много денег и предстояло много работы. Я знал, что в связи с реальной необходимостью "привести город в порядок" можно было пролоббировать кучу идей по улучшению улиц, и очень искал встречи с новым вице-мэром по дорогам. Наталья Петровна помогла её организовать, и в назначенный час я пришёл в приёмную к Максиму Николаевичу.
В приёмной выяснилось, что, оказывается, не я один так отчаянно искал встречи с новым чиновником, отвечающим за самые важные транспортные решения. Вместе со мной в кабинет зашли представители челябинских застройщиков, которые недавно скупили земли к западу от Челябинска за шершнёвским водохранилищем.
Застройщики хотели одного: любым способом убедить чиновников расширить автодорогу через городской бор. Они собирались построить десятки тысяч квартир за пределами города, и им нужно было сделать жильё привлекательным для будущих покупателей. Их смущали заторы в часы пик, которые появлялись на улице Худякова — это могло негативно сказаться на объёме продаж и стоимости квадратного метра.
Следующие полчаса в тот вечер прошли в моих дебатах с застройщиками под молчаливое наблюдение Максима Николаевича. Каждому человеку, имеющему представление о работе перекрёстков со светофорами, было понятно, что увеличение количества полос на перегоне никак не влияет на скорость пересечения всего участка улицы с перекрёстками. Собственно, застройщики это и сами понимали, но им нужна была красивая обманчивая картинка для покупателей — продемонстрировать, что раз дорогу расширяют, значит будет меньше пробок. Ещё одна полоса — и всё поедет.
В середине разговора лицо Максима Николаевича просветлело. Он внезапно сообщил: "Действительно, там нужно что-то делать, и я сам живу за плотиной и каждый день там езжу!". Думаю, мои оппоненты тогда мысленно открыли шампанское.
В тот год эти закулисные манипуляции никуда не пошли. Никто в мэрии не хотел брать на себя ответственность за преступное по отношению к будущему Челябинска решение. Да и ссориться с горожанами новая власть не очень хотела. Политически это было очень тревожно и не нужно.
Но вот пришла война, и все СМИ, не сидящие на бюджетных грантах, закрыли. Появился негласный запрет на критику действий властей (и гласный запрет на критику войны). Несогласные умолкли, а "Челябинский урбанист" и вовсе заявил, что приостанавливает не связанную с войной деятельность.
В тот момент застройщики и чиновники поняли — пришло самое благодатное время для преступного решения. Сейчас им точно никто не помешает. Они провернули все процедуры с рекорднейшей скоростью — такого проворства челябинцы ещё никогда не наблюдали.
В апреле провели "соцопрос".
В мае сделали проект.
В июне провели торги.
А в июле уже копают!
Сложнейший транспортный проект — за пару недель. Фантастика. А в чём спешка? — Квартиры сами себя не продадут, помните?
Сегодня в Челябинске рубят городской бор, во имя защиты которого было пролито столько пота и крови. А сколько красивых слов о ценности реликтового леса говорили губернаторы и мэры! Текслер в начале своей службы делал вид, что старается прислушиваться к экспертам и горожанам, а в апреле внезапно как заведённый начал твердить о срочной необходимости расширения 4-х полосной дороги. Хотя этот вопрос никогда не входил в его полномочия.
Неизбранная горожанами Котова естественно молчала и выполняла волю неизбранного шефа, назначенного неизбранным президентом. Эта организованная группа вместе с проворными бизнесменами собирается заработать на распродаже недвижимости в Сосновском районе, главой которого был родной брат Котовой.
Кроме срубленных сосен вдобавок погибнут все те, которым обрубили корни ради коммуникаций. За время войны я прочитал пару книжек про деревья, и теперь точно знаю последствия подобных манипуляций с корневой системой.
К бизнесу у меня меньше всего вопросов. Они молодцы, нашли способ поднять денег, использовали все уловки. Патриотизма от челябинских застройщиков я давно не жду —долгосрочных стратегов среди них нет, в этом я смог убедиться, пообщавшись примерно с каждым. Вообще, ситуация когда застройщик одновременно является инвестором и заказчиком строительства является катастрофической для органичного развития города, но это отдельная большая тема для разговора.
Челябинцы атомизированы, они не умеют объединяться и формировать протест. Война это показала невероятно наглядно. На данный момент горожане не могут защитить даже свой дом от безответственного мэра-назначенца с топором. Это факт, и его нужно воспринимать как исходную точку состояния гражданского сообщества в Челябинске.
Мы обнулены, ничего из себя не представляем, и не можем противопоставить ничего мародёрам-чиновникам. Зафиксируем эту точку для себя. Как бы сегодня горожанам ни казалось, как "расцветает" Челябинск под ковровыми бомбардировками лавочками и фонариками, помните — это всего лишь временный макияж на теле, которому методично ломают позвоночник.
Прошу прощения у всех, кто оскорбился от этого текста. Но знайте, что ваша боль — ничто по сравнению со смертью реликтовых деревьев, которых мы больше никогда не увидим.
автор: Лев Владов