Большая часть человечества обитает в городах. Именно по этой причине именно в них – мегаполисах, городах поменьше и даже совсем небольших – происходят действия и события, в наибольшей степени оказывающие влияние на перемены климата. Некоторые города плывут по течению и не обращают внимания ни на какие выбросы, в то время как другие пытаются их сократить.
В нашем сегодняшнем обзоре мы поговорим как раз о них – тех, что за денежки налогоплательщиков неустанно ведут борьбу за экологичное будущее и минимизацию выбросов, да и в целом против антропогенного влияния человека на природу.
Велосипедный рай Копенгаген
Урбанисты, желающие пересадить москвичей, петербуржцев, а следом и всех остальных суровых и мрачных обитателей 1/6 части суши с личного автотранспорта на лёгкие и компактные, почти не занимающие на дороге места велосипеды, часто приводят в качестве примера датскую столицу Копенгаген.
Городская администрация рассчитывает к 2025 году сократить углеродную эмиссию до нулевых значений. В городе построено почти 400 километров велосипедных дорожек, есть отдельные мостовые переходы и развязки, рассчитанные на двухколёсный транспорт. Светофоры и те отдают предпочтение не автомобилям, а великам!
Даже этого властям скандинавского веломегаполиса показалось мало. Они соединили город с окрестными поселениями сетью из трёх десятков велошоссе – считается, что в выходные нет ничего лучше, чем скататься в пригород и устроить пикник. Причём делать это надо на велике, а никак не на авто.
По статистике, 52% всех перемещений на велосипеде – поездки на работу, в школу или институт и обратно. При этом поездки не прекращаются и в ненастье, и даже в пургу: велосипедные дорожки очищают от выпавшего снега в первую очередь, раньше пешеходных и тем более автодорог.
Городской общественный транспорт также ждут перемены – к дню X его планируется заменить на электробусы. При этом частные машины есть только у 28% домохозяйств в городе (в провинции доля заметно больше).
Разумеется, пересадка людей на железных двухколесных коней – отнюдь не единственная такая инициатива городских властей.
- В городе множество фандоматов, собирающих алюминий, стекло и пластик и возвращающих небольшую сумму на банковскую карту или специальный счёт.
- В общем количестве продуктов питания не менее четверти – органические, выращенные без использования удобрений (это касается и местных фастфудов разного сорта).
- 67% вод имеют экосертификаты, а сеть городских каналов на зависть Венеции и Санкт-Петербургу манит чистотой вод – хоть купайся, если не боишься себе что-нибудь отморозить.
- Предмет отдельной гордости – Copen Hill, самое совершенное в плане экологических стандартов крупное здание в мире, а по совместительству – ещё и комплекс переработки мусора в электроэнергию и тепло. Кроме того, кому ещё, кроме датчан могло прийти в голову оборудовать мусоросжигательный завод, как досуговый центр на молодёжи? На крыше установлена рампа для роллеров или скейтбордистов (в зимнее время – лыжников), скалодром, беговые дорожки и многочисленные снаряды, тренажёры.
Вертикальное озеленение в Сингапуре
Признанный азиатский инноград с диктаторскими законами предлагает новейший подход к проблеме зелени в городе – супердеревья. Крупнейшая популяция находится в парковой зоне Gardens by the Bay и представляет 18 конструкций из металла, предлагающих площадку для размещения десятков тысяч растений нескольких сотен видов и сортов.
Кроме того, не обошлось и без высоких технологий, прямо позаимствованных у настоящих растений: они умеют накапливать энергию Солнца и собирать чистую дождевую воду.
Деревья за счёт огромного массива зелени служат регулятором температурного режима, вентилируют расположенные на нижних уровнях оранжереи и создают тень. И – в отличие от настоящих деревьев, умеют устраивать культмассовую программу в виде лазерного шоу по ночам.
Эта идея показалась очень перспективной, сингапурцы стали вовсю применять её в новом строительстве. Тут и там стали ставить зелёные крыши, стены.
Наряду с экологическим функционалом, появился и вполне прагматический – в таких вертикальных садах стали выращивать фрукты и овощи. Всего озеленено более полутора сотен зданий, и это только начало: по правилам, подобное озеленение должно применяться для всех новых высотных зданий.
Город для людей и пчёл Любляна
По российским меркам словенская столица – небольшой город, тут живут всего-навсего 280 тысяч человек… а также несколько сотен миллионов пчёл, расселённых по установленным в городе ульям, объединённым в систему «Пчелиный путь».
Этот проект развивается с 2015 года, демонстрируя огромное значение, которое пчёлы играют в биологическом разнообразии населённого пункта, месте в нём человека и продовольственной безопасности.
Изначально был чем-то средним между НКО, завязанным на проведении экскурсий, и ассоциацией частных лиц и организаций, которым интересны пчёлы. Сегодня это ещё и обучающая программа, и бизнес-инкубатор, и даже центр аналитики, не говоря уже о собственном СМИ.
При этом, помимо пчёлок, Любляне есть чем похвастаться по части зелёной экономики и архитектуры. Она несколько раз была на высоких местах в рейтинге ста лучших экологичных населённых пунктов на Земле, а в этом году стала первым городом в Европе.
И неудивительно – тут наиболее высокая доля зелени в городской застройке и самое большое количество в пересчёте на душу населения. А также полностью закрытый для автомобилистов центр, бесплатный в течение первого часа прокат велосипедов и 230 километров дорожек к ним.
Гениальная простота обращения с мусором в Куритибе
Другой путь показали в бразильском городке Куритиба, где реализуется разом две инициативы, направленные на решение проблем общества и экологии. Тут, во-первых, инвестируют в активную гражданскую позицию в сфере экологии, а, во-вторых – превращают отходы в полезные «плюшки».
- Официальное название первой программы «Мусор на самом деле не мусор»: в её рамках люди ведут раздельный сбор. Потом этот мусор отправляют в центры сортировки, где работают бездомные, наркоманы и алкоголики, проходящие реабилитацию, другие социально уязвимые категории граждан.
- Другой, не менее интересный проект, предназначен для того, чтобы убрать мусор из беднейших кварталов – фавел, и носит имя «Зелёный обмен». Собрав какое-то количество вторсырья, местные обитатели получают возможность поменять его на проездные билеты, детские школьные учебники и другие товары и предметы первой необходимости.
Подобные инициативы не только способствуют уменьшению площади городских свалок — им также удалось:
- Создать свыше 2000 рабочих мест в сфере переработки мусора; город стал брутто-импортёром отходов;
- Спасать свыше 300 000 деревьев в год за счёт переработки собранной бумаги;
- Открыть Свободный университет, где слушатели занимаются изучением окружающей среды, получают базовые сведения по экологии, развитию городских пространств;
Дополнительным аргументом в пользу Куритибе можно считать известную систему скоростных автобусов; считается, что её эффективность сопоставима с метрополитеном. Также городские власти активно расширяют зелёные зоны, что понизило вероятность наводнений, и сформировали пояс парков вокруг города.
Приключения пластика в Амстердаме
В этом городе занимаются ловлей пластика, плавая по каналам на лодочках и при помощи сачков собирая пластик из воды. После переработки из него делают те самые лодки – вот ирония-то.
Другой сферой, где голландской столице нет равных, является обращение с отходами пищи. К примеру, предприятие The Waste Transformer, входящее в комплекс Westergasfabriek, перерабатывает органику в электроэнергию, попутно занимаясь производством компоста и качественных удобрений.
Более того – InStock и BuurtBuik умудряются из мусора делать еду (к слову, такая еда для населения бесплатна)!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Самые переполненные туристические достопримечательности: когда яблоку и правда некуда упасть
✅ Почти все россияне — сезонные мигранты! Куда и зачем мы постоянно переезжаем?
✅ 15 самых красивых улиц со всего мира
#архитектура #технологии #будущее #общество #путешествия #туризм #интересные факты #саморазвитие #мотивация #города