Найти тему

Выставка «Чувствовать, знать, уметь...»

На выставке представлены, в том числе, и две живописных работы Василия Ивановича Сурикова, отрывок из письма которого, написанного в декабре 1883 года из Парижа — своему учителю, П. П. Чистякову, мы с удовольствие приводим.

«... В Берлине вся галлерея составлена по большей части из выцветившихся старых мастеров. Или у немцев вкус таков, или денег на хорошие вещи пожалели. Но зато у них есть одна вещь, я ее никогда не забуду, — есть Рембрандта (женщина в красно-розовом платье у постели), такая досада — не знаю, как она в каталоге обозначена. Этакого заливного тона я ни разу не встречал у Рембрандта. Зеленая занавес, платье, лицо ее по лепке и цветам — восторг. Фигура женщины светится до миганья. Все окружающие живые немцы показались мне такими бледными и несчастными, — и прости мне, господи, согрешение — я подумал, что никогда немецкая нация не создаст такого художника, как Рембрандт. Да, за эту вещь многие и многие бы из нашего Эрмитажа вещей Рембрандта можно было бы отдать!..

Суриков Василий Иванович (1848–1916) Боярышня-девица
Не позднее 1912
Холст, масло
НИМ РАХ
Суриков Василий Иванович (1848–1916) Боярышня-девица Не позднее 1912 Холст, масло НИМ РАХ

Я хочу сказать теперь и о той картине Веронеза в Дрездене, перед которой его «Брак в Кане» меркнет, исчезает по своей искусственности. Я говорю про «Поклонение волхвов». Боже мой, какая невероятная сила, нечеловеческая мощь могла создать эту картину! Ведь это живая натура, задвинутая за раму... Видно, Веронез работал эту картину экспромтом, без всякой предвзятой манеры, в упоении восторженном; в нормальном, спокойном духе нельзя написать такую дивную по колориту вещь. Хватал, рвал с палитры это дивное мешаво, это бесподобное колоритное тесто красок. Не знаю, есть ли на свете его еще такая вещь. Я пробыл два дня в Дрездене и все не мог оторваться от нее. Наконец, нужно было уехать, и я, зажмурив глаза, чтобы уже ничего больше по стенам не видеть, чтобы одну ее только упомнить, вышел поскорее на улицу. Первый день все к этой картине тянуло, а на второй, когда мне нужно было ехать, я утром рано пошел, до открытия музея...».

Суриков Василий Иванович (1848–1916) Прислужница
Не позднее 1912
Холст, картон, масло
НИМ РАХ
Суриков Василий Иванович (1848–1916) Прислужница Не позднее 1912 Холст, картон, масло НИМ РАХ