При заказе сыпучих стройматериалов (щебня, песка, грунта и прочих) используется такая характеристика как насыпная плотность. Это отношение массы материала к его объему при свободной засыпке. Показатель необходим для перевода веса асфальта в объем (и наоборот), а также для правильного расчета количества единиц транспорта, необходимого для перевозки купленного материала.
Но для асфальта цифра по насыпной плотности – не очень информативна. Ведь этот материал никогда не используется в рыхлом виде. Чтобы получить надежное покрытие дорожки, тротуара или площадки, рассыпчатую асфальтобетонную смесь нужно очень хорошо утрамбовать. Поэтому при заказе асфальта чаще используются показатели другой плотности – средней, или объемной. Это плотность асфальта в готовом покрытии после уплотнения. Именно на эти цифры следует ориентироваться при заказе.
Но так уж пошло, что показатели средней плотности асфальта среди поставщиков и покупателей часто называют именно насыпной плотностью. Хоть это и не совсем правильно, мы будем использовать ту же терминологию.
Для тех, кому интересны, общие цифры насыпной плотности асфальта, рекомендуем воспользоваться таблицей ниже. С ее помощью можно получить представление о насыпной плотности различных видов асфальта, производимого на заводах Екатеринбурга.
Приведенные в таблице данные имеют лишь ознакомительный характер. По ним вы можете приблизительно рассчитать вес и объем материала, который собираетесь заказать.
Делать сметы или планировать строительство по ним нельзя!
Дело в том, что насыпная плотность может меняться в зависимости от производственных и погодных факторов . Поэтому при покупке обязательно узнавайте точный показатель у продавца.
Кроме того, у асфальта определяют:
- Среднюю (объемную) плотность минеральной части (остова)
- Максимальную (истинную) плотность
- Максимальную (истинную) плотность минеральной части (остова)
Давайте коротко разберем, что это за показатели.
Средняя (объемная) плотность минеральной части (остова)
Она характеризует плотность наполнителя асфальта – щебня и песка – с учетом воздушных пустот, оставшихся в материале после уплотнения.
Показатель рассчитывается на основании средней плотности по следующей формуле:
Полученное значение позволяет оценить, сколько в асфальте пустот, заполненных битумом. Это важно при оценке его водостойкости и водонасыщения.
Максимальная (истинная) плотность
Это плотность асфальта без учета воздушных пустот (пор) – то есть в предельно уплотненном состоянии. Добиться его на практике, конечно же, невозможно. Поэтому значение истинной плотности носит сугубо теоретический характер.
Оно используется для расчета других показателей материала:
- Коэффициента уплотнения
- Уплотняемости
- Пористости
Максимальная (истинная) плотность минеральной части (остова)
Она характеризует плотность минерального наполнителя асфальта без учета пор и битумного вяжущего.
Такой показатель получают расчетным способом. Для этого используются данные об истинной плотности конкретных видов щебня и песка, а также об их процентном соотношении в составе смеси.
Таким образом, наибольшее практическое значение в бытовом строительстве имеет средняя (объемная) плотность асфальта. Остальные показатели применяются при проектировании ответственных дорожных работ и лабораторных испытаниях асфальтобетона.
Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #полезные советы #строительные советы #асфальтобетон #строительство #строительные материалы #стройматериалы #дорожные работы #насыпная плотность #плотность асфальта