Этот оптимистичный, даже праздничный взгляд на ожидаемые последствия глобального потепления на Крайнем Севере, который нагревается быстрее, чем любое другое место на Земле, противоречит тому, что, по словам большинства ученых и экологов, разворачивается там. Но опять же, под тающим льдом лежит щедрость, которая может заполнить рты и карманы по всему земному шару.
Штайнер Вааге, президент и председатель Норвежской нефтегазовой ассоциации, выразил настроение оптимизма так же ясно, как и все остальные. «80 миллионов человек присоединяются к глобальному среднему классу каждый год», - сказал он. «Мир нуждается в большем количестве транспорта и производства электроэнергии. Мы считаем, что в будущем потребуется больше источников энергии, в том числе в Арктике».Мид Треввел вице-губернатор богатой энергией Аляски, добавил: «Арктика действительно может накормить и подпитывать мир».
Позвольте мне сначала уточнить, что определение Арктики является налоговым предложением. Географически его часто определяют как районы к северу от Полярного круга (широта 66 градусов, 32 минуты северной широты, согласно Национальному центру данных по снегу и льду. Но эта демаркация исключила бы большую полосу Гренландии и покрытые льдом участки Канады. Некоторые исследователи определяют его как север от линии деревьев. Но Арктика определяется как в политическом, так и в научном плане. Это объясняет, почему некоторые национальные лидеры на конференции заявили, что 4 миллиона человек живут в Арктике, в то время как другие утверждают, что 9 миллионов живут там.
Одна вещь, с которой все, по крайней мере, на этой конференции, казалось, согласились, заключалась в том, что Крайний Север может похвастаться сокровищницей природных ресурсов, которые выставлены на продажу самому высокому, самому быстрому или самому удачливому участнику торгов. Арктика содержит 13 процентов неразведанной нефти в мире и 30 процентов неразведанного природного газа в мире, как отметил Вааге из ConocoPhillips. По данным Геологического общества США, из общего объема неразведанных запасов в Арктике примерно 84 процента, как ожидается, произойдет на шельфе.
На сегодняшний день большая часть морской нефтегазовой деятельности носит разведочный характер. Оффшорная деятельность в настоящее время осуществляется на востоке Канады, российском Сахалине и норвежской части Баренцева моря. Большинство, если не все восемь членов Арктического совета, включая Соединенные Штаты, уже добывают или планируют добывать там ресурсы. Китай настойчиво стремится получить статус постоянного наблюдателя в Совете, с тем чтобы он мог оказывать большее политическое и финансовое влияние в поисках редкоземельных минералов и ископаемых видов топлива в Гренландии и в других частях региона.
Аляска также добывает на морских месторождениях, но в основном за счет расширенного охвата от берега и / или искусственных островов, исследовательской фирме из Осло. Royal Dutch Shell начала бурение пилотных скважин на морском дне Чукотского моря Аляски в сентябре прошлого года. Но его нефтяная вышка Куллук села на мель в условиях почти урагана в канун Нового года. Хотя нефть не была разлита, несчастный случай вызвал протест среди экологических групп и отодвинул планы компании - и морское бурение нефти в Арктике Аляски в целом - на задний план.
Добыча нефти и газа на суше в полярных регионах ведется уже несколько лет, в том числе в Сибири и на Северном склоне Аляски. Но энергетические игроки присматриваются к потенциальным наградам на шельфе в будущем, поскольку Арктика нагревается быстрее, чем любой другой регион на планете.
Некоторые докладчики на Арктической конференции, которая завершилась в прошлую пятницу, нарисовали более сдержанную картину экономических возможностей от таяния Арктики. «Удивительная вещь произошла на пути к нефтегазовому буму», — сказала Хизер Конли, старший научный сотрудник и директор Европейской программы. Она имела в виду открытие и добычу нетрадиционного сланцевого газа в Северной Америке, во многом благодаря спорному процессу, называемому гидравлическим разрывом пласта, который расширил добычу и снизил цены на природный газ и сделал арктические углеводороды менее конкурентоспособными. «Я не уверен, что нефть и газ — это арктическая история». Конли, как и некоторые другие участники конференции, также сказал, что разработка полезных ископаемых, вероятно, будет играть большую роль в будущем в Арктике.
Rystad Energy ожидает, что разработки природного газа в Арктике не смогут конкурировать с наземным сланцевым газом. Фирма прогнозирует, что любое развитие кажется маловероятным до 2030 года и, возможно, после него, по словам Джаранда Ристада, основателя и управляющего партнера Rystad.
Несколько крупных энергетических проектов, которые были запланированы или начаты в Арктике, были отложены в последние месяцы. Например, в августе прошлого года президент России Владимир Путин объявил, что государственная энергетическая компания «Газпром» прекращает расширение своего флагманского Штокмановского газового месторождения в Баренцевом море на 15 миллиардов долларов. Он обвинил в выводе войск растущие производственные затраты, падение цен на газ из-за бума в Северной Америке и сокращение спроса со стороны Европы, поскольку ее экономики страдают. В другом примере норвежская энергетическая компания Statoil в октябре прошлого года остановила добычу на своем газовом месторождении Snohvit (что переводится как Белоснежка) в Баренцевом море на шельфе хаммерфеста, самого северного города в мире. Statoil и ее партнеры согласились с тем, что газа недостаточно, чтобы оправдать дальнейшие инвестиции в то, что является первым энергетическим проектом Норвегии в Арктике.
Без сомнения, Арктика и ее скрытые богатства будут продолжать заманивать нации и коренные общины, поскольку таяние льдов делает их более доступными. Но «гонка», о которой многие говорят, чтобы использовать и нажиться на своих ресурсах, больше похожа на поход, чем на спринт, по крайней мере, на несколько лет. Это время будет необходимо, утверждают экологи, чтобы гарантировать, что добыча природных богатств региона, особенно на шельфе, будет чем угодно, но только не рискованным делом.
«Несчастные случаи случаются. Арктика не является местом для прощения», - сказал Мартин Зоммеркорн, который координирует деятельность по изменению климата для Арктической сетевой инициативы WWF, в интервью на конференции. "Мы не можем позволить себе совершать эти ошибки. Это означает, что мы должны действовать осторожно. Что касается морской разработки нефти и газа, я не думаю, что мы еще там".