Рассказывая о необычных кораблях, мы говорили, в основном, о военно-морском флоте или специализированных торговых судах. Но в истории судостроения были и необычные пассажирские суда. Подчас именно на них испытывали новейшие технологии в судостроении. В этой статье мы расскажем о советском пассажирском глиссере-катамаране, который обогнал время на 40 – 50 лет, и об американских паромах с необычным дизайном корпуса.
Автор: Андрей Максимов
Пассажирский катамаран «Экспресс»
Судостроение в 30-е – 40-е годы ХХ века богато на сюрпризы. И эти сюрпризы были не только в области военного, но и гражданского судостроения. Если спросить читателя, как он представляет прибрежные морские путешествия и прогулки по Чёрному морю до Великой Отечественной войны? Почти наверняка ответ будет: «Это были небольшие пароходы и катера с жесткими деревянными скамейками и тентами от солнца. Катера совершали прогулки из какого-то порта, небольшие пароходы поддерживали связь между курортными городками». Данный ответ будет справедливым, но не полным, потому что с 1939 по 1941 годы на Чёрном море появился удивительный скоростной катамаран, у которого комфорт на борту приближался к современному уровню. Он совершал регулярные рейсы по маршруту Сочи – Сухуми, перевозя за один рейс 150 пассажиров (некоторые источники утверждают, что максимальное количество пассажиров было 130).
История глиссера
В 20-30-е годы ХХ века в СССР активно занимались изучением эффекта глиссирования. Эта тема была популярна среди конструкторов. Проводились эксперименты с различными вариантами конструкции, которые постепенно становились всё крупнее. Наконец, в начале 30-х годов, было принято решение о создании 100-местного пассажирского глиссера. Главным конструктором проекта стал В.А. Гартвиг – опытный инженер в области глиссеростроения. Занималась проектированием организация ОСГА (опытное строительство глиссеров и аэросаней). Сначала, для проверки идеи, был построен 12-местный глиссер-катамаран «Автодор-12». Название для глиссера, конечно, самое подходящее, но такая была эпоха. После этого приступили уже к проектированию и строительству ОСГА-25 – так первоначально назывался «Экспресс».
Судно было настолько необычным, что о нем заговорили задолго до того, как катамаран построили. В 1934 году в журнале «За рулем» (!!!) была опубликована статья о будущих поездках из Сочи в Сухуми на этом катере. На выставке «Наши достижения» в Политехническом музее в Москве была выставлена его модель. Журнал «Техника-молодежи» в номерах за 1935 и 1936 годы размещала статьи об «Экспрессе». Вершиной, как сказали бы сегодня PR-компании, стало участие макета «Экспресса» на Международной выставке в Париже. Французы, кстати, заявили, что не верят в осуществление этого проекта. В 1937 году Наркомвод подписал договор на строительство ОСГА-25. 25 декабря 1938 года глиссер был готов. После того, как он был выведен из цехов завода, глиссер разобрали, и на 40 платформах и в вагонах отправили в Сочи. К тому времени, недалеко от строящегося морского порта был сооружен эллинг для сборки «Экспресса» и слип для спуска его на воду. Судно повторно собрали, спустили на воду, и с 28 января по 30 июня 1939 года прошли испытания катера. Во время испытаний была достигнута максимальная скорость без пассажиров 96 км/ч, с пассажирами – 86 км/ч. Эксплуатационную скорость глиссера при длительных переходах с пассажирами установили в 70 км/ч.
Водоизмещение катера составило 42 тонны, длина – 24 метра.
Пассажировместимость, как мы уже говорили, по одним данным была 150 пассажиров, по другим – 130. Команда «Экспресса» составила 12 моряков.
В первый официальный рейс по маршруту Сочи – Сухуми катер вышел 17 апреля 1940 года. Время в пути составило 2,5 часа. «Экспресс» делал три остановки – в Гагре, Новом Афоне и Гудауте. На катамаране, кроме пассажиров, перевозили и небольшие партии грузов. Любопытно, но в качестве груза из Сочи в Сухуми часто перевозили партии мороженного. Некоторые читатели путешествовали на современных скоростных паромах, или судах на подводных крыльях. Посмотрите на фотографии, и сравните (конечно, с поправкой на время) с современными аналогами. Правда, очень много похожего? А ведь фотографиям 82 года! На «Экспрессе» были не только мягкие удобные кресла в общем салоне, каюты с мягкими диванами, но и, выражаясь современным языком, бар-буфет. Уровень шума на «Экспрессе» был относительно низким. По свидетельству очевидцев, на берегу за 500 метров он уже не был слышан. Капитаном «Экспресса» был Г.К. Ехало. За время единственной своей мирной навигации 1940-го года «Экспресс» прошел 22 000 км и перевез 18 500 пассажиров.
Как и на очень многое в нашей стране, на судьбу «Экспресса» повлияла Великая Отечественная война. После начала войны глиссер был выведен из эксплуатации, и переведен в порт Туапсе, где с него были сняты двигатели, которые установили на торпедные катера Черноморского флота. В 1942 году, при приближении к Туапсе линии фронта, катамаран «Экспресс» был взорван.
Заключение
В довоенный период были планы по строительству различных глиссирующих судов, включая достаточно крупные. Но война поставила крест на этих планах. Первые годы после Победы стране было не до глиссирующих судов, а потом наступило время гениального Ростислава Алексеева и его судов на подводных крыльях и экранопланов. Но это уже совсем другая история.
Стримлайнеры «Kalakala» и «Admiral»
В 30-х годах ХХ века, стримлайнерами называли любые транспортные средства, имеющие обтекаемые формы – локомотивы и автомобили. Относилось это понятие и к гражданским судам. Наш рассказ – о двух типичных паромах-стримлайнерах. С технической точки зрения в этих паромах не было ничего необычного. Необычный у них был внешний вид.
«Kalakala» . Первоначально судьбы этих двух паромов ничем не отличались от своих многочисленных собратьев. В мировом судостроении есть такое понятие – паром американского типа. Это большие суда, которые работают в крупных городах на линиях с массовой перевозкой пассажиров – например, в Нью-Йорке по реке Гудзон. В 1926 году, а США был построен паровой паром SS «Peralta», который после постройки работал на линии Сан-Франциско – Окленд. 3 мая 1933 года, во время ночного перестоя, на нем вспыхнул пожар, который уничтожил всю надстройку. Корпус при этом пожаре не пострадал. Но на этом его судьба не завершилась. Некто Александр Пибоди, владелец судоходной компании «Black Ball Line» купил судно с целью его восстановления. На сохранившийся корпус была установлена новая надстройка совершенно необычного вида. Понятное дело, что после пожара все материалы стали огнестойкими, и само судно было оснащено самыми современными на то время системами пожарной безопасности. Паром переименовали. Он получил новое имя «Kalakala», и был поставлен на линию Сиэтл – Бремертон. В первый рейс обновленный паром вышел 3 июля 1935 года. С точки зрения внутреннего устройства, это был обыкновенный паром того времени. Но форма надстройки мгновенно сделала его всеамериканской знаменитостью. Последующие три десятка лет «Kalakala» был визитной карточкой Сиэтла. Этому парому посвящались песни. Для гостей города приезд в Сиэтл должен был обязательно включать путешествие на этом пароме. Последний рейс по своему маршруту Сиэтл – Бремертон «Kalakala» совершил 6 августа 1967 года. Потом паром продали на Аляску, где использовали как плавзавод по переработке крабов, а впоследствии креветок. С течением времени его бросили. Нашлись энтузиасты, которые помнили о работе парома. Они выкупили его, и отбуксировали в Сиэтл. К сожалению, работы по восстановлению легендарного судна завершить не удалось, и в 2015 году паром был разобран на металл.
«Admiral». Судьба этого парома в чём-то похоже на судьбу «Kalakala». Железнодорожный паром «Albatross» длиной 100 метров был построен в 1907 году. 30 лет он работал на переправе в Виксбурге. В 1937 году его купила компания «Streckfus Steamers». Новому владельцу бывший паром был нужен для переоборудования его в экскурсионное судно для работы в Сент-Луисе. Модернизацию провели по типу «Kalakala». Бывший паром переименовали в «Admiral». Надстройку сделали немного по другому, но то же в стиле стримлайнеров. Пятипалубный пароход мог вместить 4 000 человек. Как и «Kalakala», «Admiral» стал символом в Сент-Луисе. Он обслуживал не только туристов. На его борту проводились концерты, танцевальные вечера, праздники и тому подобные мероприятия. В 1974 году пароход модернизировали – паровые машины были заменены дизелями, а вместо гребных колес появились винты. Обновленный «Admiral» выполнял речные прогулки по Миссисипи из Сент-Луиса. В 1979 году судно продали. Новый владелец демонтировал двигатели, и сделал из «Admiral» плавучее казино. В 2011 году судно было продано и разрезано на металлолом.