Вопрос о том, как соотносятся душа и тело, появился давно. Обострился он в XVII в. в контексте развития естественных и точных наук. То есть в то самое время, когда человек уверовал в силу своего разума и начал применять её к вещам, считавшимся ранее сакральными. Поэтому неудивительно, что когда в XVIII в. появилась психология, то первым делом всплыл вопрос о том, кто в нашем теле хозяин?
Научная задача по определению соотношения души и тела получила название проблемы психофизического параллелизма. В XVIII в. эту проблему неплохо обрисовал лейбницианец Фридрих Христиан Баумейстер. Он предположил, что решаться она может 3-мя возможным способами:
1. либо душа руководит телом,
2. либо тело управляет душой,
3. либо живут они своей вполне самостоятельной параллельной жизнью, хоть нам и кажется, что они ведут себя согласовано.
При этом сам Баумейстер откровенно признался, что вообще не знает, какой из этих способов соединения души и тела предпочесть. Причём уже тогда зародилось подозрение, что проблема психофизического параллелизма нерешаема в принципе.
Конечно, были различные попытки подружить душу и тело. Например, в век торжества механики родилось представление, что наш организм – это сложное механическое устройство из множества шестерёнок, пружин и шарниров. А управляет им с помощью рычажков душа – такой маленький человечек, который сидит как на троне в шишковидной железе. Но позже шишковидную железу вскрыли, а человечка там не нашли.
Как бы то ни было, проблема психофизического параллелизма не решена до сих пор. К началу XX в. только основных версий, как связаны душа и тело, можно было насчитать 8 штук. Но ни один из вариантов не удовлетворяет в полной мере научным критериям. Из-за нерешённости проблемы психофизического параллелизма ни один цивилизованный суд мира не принимает в качестве доказательств показания детектора лжи. Потому что полиграф измеряет тело, а не душу.
_________________________________