Есть отличия, хвалим мы детей за навыки или за оценку, которую они получили. Если хвалить за оценку - идет ориентация на результат. Т.е. дети мотивированы на получение вознаграждения, а не на то как и какими усилиями они добьются поставленных целей. Так они могут прийти к тому, что будут избегать сложных действий, испытывать страх что у них может что-то не получиться и тем самым они получат плохую оценку.
Когда мы хвалим детей за их усилия и помогаем им увидеть в своих неудачах возможность учиться и совершенствоваться, они будут более мотивированы на усердную работу и с большей вероятностью поверят что смогут добиться большего.
Предоставление детям наград может быть временно полезным. Действительно, награды будут мотивировать людей на деятельность. Но происходит то, что поведение становится зависимым от вознаграждения и прекращается когда прекращается вознаграждение. Взрослые идут на работу, чтобы получать деньги, но если бы оплата прекратилась, они бы перестали ходить на работу, даже учитывая то, что работа нравится.
Вознаграждения не сформируют характер вашего ребенка. Получить истинное удовлетворение можно от недавно приобретенного навыка или хорошо выполненной работы.
Если ваши дети с самого начала отказываются выполнять поставленную задачу, родителям следует начать с того, чтобы посмотреть на нее с точки зрения вашего ребенка. Если ваш ребенок не хочет убираться в своей комнате, потому что устал от футбольной тренировки или после школы, скажите: "Почему бы тебе не отдохнуть, а после ужина ты сможешь привести свою комнату в порядок, чтобы найти все необходимое для выполнения домашнего задания." Воздержитесь от слова "должен" и предложите помощь, когда ребенок действительно в ней нуждается.
Зачастую родители слишком требовательны к своему чаду. Обратите внимание на то, что ваш ребенок поднял свое одеяло с пола, а не на то, что оно висит неровно и похвалите за усилия.
Что касается работ, которые не нравятся вашим детям, используйте немного творчества. По возможности предлагайте выбор, даже ограниченный. Например, почистить зубы не сразу после сна, а после завтрака.
Деспотическое отношение к воспитанию детей приводит к ненужным последствиям, которые заканчиваются такими словами как: "Ты меня не заставишь", "ах так" и так далее. Никто не любит чувствовать себя под контролем, особенно дети, и чем старше они становятся, тем более явным это становится. Детям хочется верить, что то, что они делают, было их выбором, а не обязательством.
Поощрение и наказание не имеют значения, если ребенок не может делать то, что мы от него требуем. Лучше подумайте о том времени, когда ваш ребенок научился писать свое имя или играть песенку на фортепиано, или построил башню из блоков и она впервые не упала, как он был счастлив и доволен собой. Чувство мастерства глубоко мотивирует.
И обратная сторона верна. Когда у ребенка не получается выполнить домашнее задание, не спешите ругать его за бездействие и просиживание штанов, а задайте вопрос, "почему"? Это пробел в навыках или проблема с обучением, из-за которой ребенок чувствует, что невозможно сделать то, о чем вы его просите. Поговорите с ребенком, что мешает ему. Также, в крайнем случае, можно привлечь учителя или специалиста.
Еще один пример. Допустим ребенок встал по будильнику, самостоятельно собрался в школу. Обязательно выразите свою признательность и благодарность, а также отметьте, что вы цените его усилия, ведь вы ехали в школу не в спешке, а в спокойной обстановке, ничего не забыли и у ребенка была возможность пообщаться с одноклассниками до начала занятий.
Дети хотят радовать своих родителей. Это чувство связи сильно мотивирует. Хвалите своих детей, но осторожно, за усилия и стремления, а не за результат.
И не забывайте подавать пример. Если вы хотите чтобы ваш ребенок не ссорился со своими братьями и сестрами, вместо того, чтобы предлагать им конфеты или другие награды и обещания за то, чтобы они были "хорошими", постарайтесь разрешать свои конфликты с супругом любящим и достойным восхищения способом. Что касается манер, убедитесь, что вы также говорите "пожалуйста" и "спасибо" прежде чем предъявлять претензии к своему ребенку. А когда разговаривайте по телефону, не говорите "секунду", если знаете, что ваш разговор займет больше времени. Такое отношение лишь показывает, что вы откладываете своих детей и не держите обещаний. И не удивляйтесь, в таком случае, если вы однажды после просьбы: "Пора выключать телевизор", услышите "подожди секундочку" и полное бездействие.
Будьте честны со своими детьми и открыты и они вам ответят взаимностью.
#дети
#воспитание
#семья
#психология отношений
#образование
#школа
#ребенок
#уроки
#отцы и дети