Найти тему
Black Caviar Games

Эти игры вас изменят

Оглавление

Для того, чтобы удовлетворить базовые потребности, человеку достаточно жилища, еды и основных предметов быта. Тем не менее мы создали философию, науку, искусство и религию. Цивилизация прошла длинный путь от наскальных рисунков и одежды из шкур до соборов, Интернета и генной инженерии. Мы меняем мир, создавая новое, а созданное меняет нас.

Это применимо и к компьютерным играм. Одни мы проходим и забываем, в другие заглядываем на пять минут, чтобы отдохнуть. Третьи хорошие, но не запоминаются чем-то особенным. Наконец, есть те, которые удивляют, поражают, шокируют или даже немного бесят. Дарят новый опыт и заставляют пересмотреть привычные представления о жанрах, механиках и дизайне. О нескольких таких играх — в этом материале.

«Вангеры» (1998)

-2

«Вангеры» — смелый эксперимент, авторы которого явно не собирались укладываться в чьи-то представления о правильных играх. «К-Д ЛАБ» просто взяла и сделала то, что захотела. Смесь экшена, гонок и RPG в совершенно безумном сеттинге Цепи Миров. Здесь люди воевали с насекомоподобными криспо и довоевались до масштабной биологической катастрофы. Из-за последней возник Суп Существ — странная среда, в которой перемешивались старые и появлялись новые виды.

Вангеры — это пилоты машин-мехосов, разъезжающие по Цепи и выполняющие заказы ее обитателей. Доставки грузов, торговля, бои с неприятельскими группировками. Это одна из тех игр, которые меняют представления о жанрах и механиках. А какой здесь дизайн интерфейсов!

Planescape: Torment (1999)

-3

Если вы еще не играли в Planescape: Torment, самое время узнать, на что была способна та генерация разработчиков RPG. Это отличный пример проекта, в который вложили огромное количество труда, энергии и воображения. И смелости, ведь Planescape (как и «Вангеры») не боится отпугнуть игрока сложным и нестандартным сеттингом. Или персонажами, далекими от привычных паладинов и эльфов-лучников.

С одной стороны, перед нами типичная изометрическая CRPG, с другой — вещь в себе. Игра, заставляющая читать большие (но интересные) диалоги и открывающая игроку действительно разноплановый, многослойный мир. «Приключения тела» здесь не главное, потому что хватает «приключений духа» и философских вопросов.

Psychonauts (2005)

-4

Что у людей в головах? Фантазии, надежды, страхи, философские концепции, списки покупок и много чего еще. Знаменитый Тим Шейфер (Full Throttle, Grim Fandango) придумал игру о детях, тренирующихся в специальном лагере «Шепчущий камень». Они хотят стать агентами-психонавтами с соответствующими способностями (телекинез, пирокинез и т.д.). Сделано все это в эстетике, напоминающей о мультфильмах Тима Бертона, но более яркой и гротескной.

А еще Psychonauts — прекрасное пособие по левел-дизайну. Многие локации в игре представляют собой разумы персонажей, в которых творится бог знает что. Вот вы идете по уровню, пропитанному паранойей и шпиономанией пятидесятых, да еще и с абсолютно безумной гравитацией. А теперь в роли Годзиллы шагаете по городу разумных рыб. Psychonauts не только дарит красочное приключение, но и сама играет с восприятием геймеров. Здесь все подвижно и переменчиво.

The Last of Us (2013)

-5

The Last of Us это один из основных хитов Sony PlayStation 3, а по мнению некоторых, вообще главная игра консоли. Naughty Dog взяла достаточно разработанную тему зомби-апокалипсиса, сделав ставку на реализм, сюжет и кинематографичность. В основном, игрок управляет Джоэлом, но иногда Элли. Девушка ожидаемо слабее взрослого мужчины, что заставляет геймеров лишний раз подумать, как тяжело ей даются все испытания.

Трансформация героев и их отношений и есть лейтмотив TLoU. Как и во многих зомби-произведениях, самые страшные чудища здесь — люди. Они гораздо умнее и опаснее мутировавших Щелкунов. Об этом напрямую говорит один из героев. Мир пугающе реалистичен и всегда готов напомнить игроку, что в нем полно опасностей.

Трилогия The Banner Saga (2014 - 2018)

-6

Трилогия The Banner Saga не относится к ААА-категории. Ее создала инди-команда Stoic Studio, состоящая из бывших сотрудников Bioware, которые решили сделать игру мечты. Деньги на первую часть собрали с помощью Kickstarter всего за два дня, на третью — за неделю. Для второй это не понадобилось. Хватило средств, заработанных первой игрой.

Очевидно, что Stoic вдохновлялась скандинавской мифологией, но разработчики не стали просто копировать ее. Здесь есть раса рослых рогатых варлов, кентавры и зловещие драги, закованные в темные доспехи. Мир приближается к своему концу, а драги волнами наступают на другие народы. Игрок и его сопартийцы бегут вместе с караваном, которому нужна провизия и защита. Приходится сражаться, а иногда навсегда терять товарищей. Бои при этом не самые простые.

Несмотря на все это, нельзя сказать, что атмосфера The Banner Saga пропитана одной безысходностью. Над визуалом хорошо поработали. Общий графический стиль выполнен в духе мультфильмов Дона Блута и Ральфа Бакши, а фоны напоминают работы Эйвинда Эрла (в честь него названы некоторые герои игры). Так что ощущение сказочности и красота здесь тоже есть.

Death Stranding (2019)

-7

Гений Кодзима или нет, но его игры становятся событиями, на которые индустрия не может не реагировать. Если Metal Gear Solid не самый типичный, но все таки блокбастер, то Death Stranding скорее авторское кино. Оно точно не станет попсой, но найдет своего зрителя. Кто-то скажет, что это просто симулятор курьера и будет прав. Но лишь отчасти. Это симулятор рутины в странном, переживающем ужасные катаклизмы, мире. И не самый приключенческий геймплей резонирует с духом игры, работая на нарратив.

В этом, как нам кажется, и есть главная фишка Death Stranding. Чтобы захватить внимание игрока и погрузить его в историю, необязательно создавать очень сложный экзотический геймплей. DS кинематографична и многослойна. Игрок не только путешествует по погибающей Северной Америке, но еще и оказывается в потустороннем мире, измерении мертвых. Главного героя преследуют видения, и границы между реальностями здесь размыты.

Много ли похожих игр вы знаете?

Disco Elysium (2019)

-8

Disco Elysium одна из игр, раздвигающих границы своих жанров. На первый взгляд это просто изометрическая CRPG с красивой современной картинкой. В реальности — нестандартная история в интересном сеттинге. Заметно, что создатели ориентировались на Planescape: Torment. Важную роль играют диалоги, с их помощью разрешается большинство игровых ситуаций. Главный герой — полицейский, но не идеальный служитель закона, а алкоголик с амнезией. При этом сражений в привычном понимании нет вообще.

Кстати, саундтрек для игры написала британская группа Sea Power (бывшие British Sea Power). А основой для Disco Elysium послужил роман «Святой и страшный аромат» геймдизайнера проекта Роберта Курвитца. Продажи составили всего 1000 экземпляров, зато игровая адаптация стало гораздо успешней первоисточника! Без преувеличения DE — одна из лучших и важнейших современных RPG, которая точно войдет в списки «старых добрых игр» лет через 20-30.

Источники:

1. Геннадий Воробьев. От глубокого запоя до революции в RPG — история разработки Disco Elysium. Ссылка: https://stopgame.ru/show/107801/ot_glubokogo_zapoya_do_revolyucii_v_rpg_istoriya_razrabotki_disco_elysium

2. Макс Усенко. Слава психонавтам: какой была игра Psychonauts и чего ждать от сиквела. Ссылка: https://www.mirf.ru/games/videogames/psychonauts/

3. Владимир Семыкин. Искусство повествования в The Last of Us. Ссылка: https://dtf.ru/gamedev/85663-iskusstvo-povestvovaniya-v-the-last-of-us

#игры #ретро #ностальгия #инди