Начнем с MIRV, шаг за шагом: в ноябре 2012 года флот получил почти революционный корабль и первый носитель новейшей крылатой ракеты - эсминец "Дагестан" проекта 11611К. Он имеет восемь ячеек для калибровки, ровно столько же, сколько стандартно на малых ракетных кораблях нашего флота.
Всего через шесть месяцев флот получил еще один новаторский эсминец проекта 21631. Он имеет такое же количество ракетных шахт, и в целом разница невелика. Однако, если был построен только один проект 11611K, то 21631 - это большая серия, ожидающая своего часа. Уточним здесь, что мы будем считать только те корабли, которые уже приняты на вооружение флота или проходят государственные испытания (т.е. фактически готовы).
Это означает, что девять уже построены и еще один должен поступить в эксплуатацию в ближайшем будущем. Добавим проект 22800 "Каракульта" к запасу судов дальнего плавания. Три уже построены, еще три проходят швартовные испытания (поэтому мы не будем их считать, но всего планируется построить 18 судов дальнего плавания). Аналогично, они имеют по восемь пусковых установок, что означает, что 112 ракет размещаются только на малых ракетных кораблях. Недостаточно?
Начнем с более крупного корабля, корвета, т.е. проекта 20385. В настоящее время имеется только один головной корабль, но уже есть серия из шести, одна из которых почти завершена и находится на плаву: как и МРК, он имеет восемь пусковых установок для Карибского бассейна, и как следующий представитель, фрегат "Бревестник" проекта 11356R, он имеет три развернутых . Не останавливаясь на этом, перейдем непосредственно к более крупным поверхностным сосудам. Конечно, речь идет о проекте 22350, который оснащен 16 пусковыми трубами на каждом представительстве.
Сейчас у нас в системе два самолета, и еще один близок к завершению, но есть разные нюансы. Во-первых, только четыре корабля в проекте будут оснащены 16 пусковыми установками, в то время как остальные уже имеют 32. А во-вторых, в 2023 году будет заложен первый фрегат проекта 22350М, который на самом деле является полноценным эсминцем с 48 ячейками, но это мы считаем в будущем, а пока. Кстати, год назад Тарнахский интенсивный флот получил модернизированный фрегат/МСП проекта 1155 "Маршал Шапошников", который имеет аналогичное количество 16 ячеек. Наши большие поверхностные установки вмещают в общей сложности 80 ячеек.
И мы говорим о большем количестве классов носителей противоракетной обороны, а именно о подводных лодках. Давайте начнем с ПЛАРБ. Самый распространенный подводный ракетоносец называется проект 636.3, девять из них находятся в эксплуатации и 13 - в контракте.
Каждая подводная лодка несет максимум 18 "калибров", но это максимальная грузоподъемность без учета торпед и другого вооружения, поэтому "оперативный" максимум составляет 10, как неоднократно заявляло Министерство обороны. То же самое относится и к проекту 677, из которого пока только одна подводная лодка введена в состав флота, но еще две находятся в стадии завершения и проходят испытания.
Мы также хотели бы добавить проект 877 Paratus, который также перевозит Calibra, чтобы сформировать флот из 11 судов. В настоящее время завершается масштабная программа модернизации, в ходе которой все корабли получат новое вооружение (в конце списка есть уникальная "Алроса", но о ней лучше рассказать отдельно). Всего развернуто до 210 ракет.
Таким образом, большую часть сил, несущих "Калибры", составляют подводные лодки, но на этот раз мы рассматриваем только ПЛАРБ, и причина этого проста: по общему мнению, подводный флот гораздо более эффективен при столкновении с флотом уровня США, поэтому на него и был сделан основной упор.