Лихие ограбления поездов в стиле ковбойских вестернов были популярны в XIX веке. Бесконечная прерия, медленно плетущийся состав, банда нагоняющих поезд джентльменов удачи с лихо заломленными шляпами и неизменной сигарой в уголке рта. Шум, гам, гудки потревоженного состава, покорная смиренность на лице пожилого усатого машиниста – и вот уже ковбои с деньгами и драгоценностями исчезают так же внезапно, как и появились.
Да, такое было возможно в эпоху становления железных дорог. Но чтобы ограбить поезд в 60-х годах XX века, да еще и в Британии, которая славилась своими развитыми средствами коммуникации – это казалось сущим безумием.
И, тем не менее, это произошло. И вооруженный налет на почтовый состав, перевозивший 2,6 миллиона фунтов стерлингов вошел в историю Великобритании как Великое ограбление поезда.
Ловкость рук и знание техники
Британия – чопорная страна и в ней очень многое построено на традициях. Одна из таких предписывала все ветхие денежные купюры не утилизировать на месте, а отправлять на уничтожение в Английский банк в Лондоне. Раз в месяц к почтовому поезду сообщением Глазго–Лондон прицепляли дополнительно один вагон, забитый мешками с ветхими банкнотами, садили туда охрану и забывали о проблеме.
Так продолжалось на протяжении 125 лет, так было и 8 августа 1963 года. В 3:25 ночи машинист поезда был внезапно остановлен красным сигналом светофора. Поскольку до этого ничего не указывало на внезапную остановку (по правилам красному сигналу должен был предшествовать желтый за несколько миль до этого), машинист состава Джек Милз остановил поезд и послал помощника к линейному телефону, который находился на мачте светофора, чтобы позвонить на станцию и узнать в чем дело.
Но телефон не работал – его провода были перерезаны. А спустя полминуты помощник Дэвид Уитби был оглушен людьми в оранжевых рабочих комбинезонах, которые неожиданно появились из кустов.
На самом деле никакого красного сигнала не было. Злоумышленники заранее накрыли светофор плотным черным мешком, дабы не было видно зеленого огня. А рядом пристроили обычный путейский фонарь с красным светом.
Как по нотам
Машинист Милз слышал какую-то возню впереди и с нетерпением ожидал появления помощника. Но вместо него на подножку локомотива стали запрыгивать странные люди в железнодорожной форме и с лыжными масками на лицах. 48-летний мужчина попытался отбиться от них, но был атакован сзади – один из грабителей крепко приложил его по голове молотком.
Пока все шло по плану – злоумышленники не собирались никого убивать. Они планировали лишь связать локомотивную бригаду, а потом отцепить нужный вагон (он был вторым с головы) и этим же тепловозом отогнать его вперед, где можно было бы безопасно изъять мешки с деньгами. В том что инкассаторы не окажут никакого сопротивления, они не сомневались – численное преимущество было на стороне грабителей.
В банду специально взяли двух железнодорожников – машиниста, чтобы отогнать тепловоз, и составителя поездов, чтобы отцепить нужный вагон. Но произошла досадная накладка – мужчина, которого банда наняла на роль машиниста, увидев кровь запаниковал и отказался выполнять работу. Срочно пришлось реанимировать машиниста Милза.
А пассажиры поезда в это время сладко спали. Это был почтовый состав и помимо самой корреспонденции, он вез 72 работника почты, которые в пути занимались сортировкой писем. Плюс дополнительно вагон с денежными купюрами под охраной 4 инкассаторов – точно таких же почтовых работников. Так эти растяпы, мало того, что не прореагировали на внеплановую остановку, они даже не удосужились закрыть двери вагонов изнутри.
Пришедший в себя машинист Милз был вынужден подчиниться и привел в движение локомотив с двумя вагонами. Ехать было недалеко – в миле от того места, где они оставили осиротевший состав, тепловоз с вагонами остановился. Как и предполагали налетчики, инкассаторы не оказали никакого сопротивления. Они крепко спали и не сразу поняли что же произошло. Из 128 мешков с деньгами грабители сноровисто перекидали в фургоны 120 мешков, после чего удалились на двух джипах Land Rover с одинаковыми номерами.
Нестертые отпечатки
Найти преступников по горячим следам было невозможно – они заранее вывели из строя всю связь в округе, а сами укрылись на специально арендованной ферме, дабы отсидеться, пока не уляжется шумиха вокруг ограбления.
А она поднялась знатная! Было похищено 2,6 миллиона фунтов (50 миллионов по сегодняшним меркам). Правительство было в ярости. Министерству внутренних дел приказали бросить все силы на поимку преступников. Была поднята вся агентура, а за сведения о наглецах обещали солидное вознаграждение. Когда двое суток спустя розыскные мероприятия ни к чему не привели, было решено организовать тотальное прочесывание местности в радиусе 50 миль от преступления.
Грабители, прознав про это, решили покинуть ферму, но перед этим уничтожить все отпечатки пальцев. Однако тот, кому была поручена эта работа, сделал ее крайне плохо. Когда полицейские добрались до логова преступников, то обнаружили настольную игру, а на ней превосходные отпечатки пальцев, которые — о чудо! — совпадали с картотекой Скотленд-Ярда. С этого момента поимка преступников стала делом времени.
И действительно, к началу 1964 года из 15 человек, участвующих в ограблении, было идентифицировано 11, а поймано 8. Имена четверых человек так и остались неизвестны ни правосудию, ни истории. А вот трое непойманных как раз и составляли костяк банды. Кто же были эти люди?
"Герои" без страха и упрека
"Мозгом" всей операции был Брюс Рейнольдс, который имел за плечами пару отсидок и множество судов по мелким уголовным делам. Именно ему пришла в голову идея ограбить почтовый поезд. Весь план он разработал сидя в тюрьме, а когда вышел на свободу, рьяно принялся за его осуществление.
Он сумел привлечь на свою сторону работника почты, который и рассказал ему о деталях перевозки денег. В одиночку с такой операцией было не справиться, поэтому Рейнольдсу пришлось привлечь в банду еще дюжину человек. После того как было решено покинуть логово, члены банды разделили 2,6 миллиона фунтов почти поровну. Почти – потому как Брюсу, как организатору, досталось больше. А позже он не мешкая ни дня вместе с женой и сыном улетел в Мексику, где прожигал свою долю.
В 1968 году Рейнольдс решил вернуться в Великобританию, думая, что шумиха вокруг "железнодорожного ограбления века" улеглась. И действительно, ему удалось беспрепятственно прибыть на родину. Но попался Брюс во время очередного дельца, бездарно "слитого" полиции внедренным информатором. Рейнольдса арестовали, судили и отправили в тюрьму на 25 лет, из которых он отсидел только 10.
Другой грабитель Дуглас Гуди был правой рукой главаря. Его поймали в 1965 году и "впаяли" 30 лет. Отсидел Гуди 12 и за это время написал книгу об этом ограблении, которая весьма неплохо продавалась.
Вообще все сроки участникам банды впоследствии были пересмотрены судом в сторону смягчения. Никто из них не отсидел больше 13 лет. А размах и удаль этой аферы принесли преступникам всенародную славу. Она была бы больше, если бы не покалеченный машинист Милз. Но и этой порции народной любви преступникам хватило с головой.
Вы спросите, а где же деньги? А их так и не нашли...
Британцы любят резонансным происшествиям в своей истории давать звучные эпитеты. Подумаешь, поезд остановили, подумаешь деньги спёрли. Пусть бы они попробовали проникнуть в святая святых – денежное хранилище Госбанка СССР. А ведь был в истории такой случай:
(При написании статьи была использована информация с сайтов: ru.wikipedia.org; diletant.media; aif.ru)