Найти тему

Энтони Бёрджесс. Семя желания

Антиутопия англичанина Энтони Бёрджесса «Семя желания» (другие варианты перевода названия: «Вожделеющее семя», «Сумасшедшее семя»), вышедшая в 1962 году и сделавшая писателя знаменитым, не так известна, как скандальный роман Бёрджесса «Заводной апельсин», изданный в том же 1962-м. По мотивам «Заводного апельсина» режиссёр Стэнли Кубрик в 1971 году снял одноименную киноверсию. Этот фильм с Малкольмом МакДауэллом в главной роли добавил книге ещё больше популярности, сделав литературный первоисточник культовым. Тем не менее, некоторые читатели и критики именно «Семя желания» считают лучшей книгой Бёрджесса. Роман был написан в годы, когда катастрофические последствия быстрого роста численности жителей планеты считались наряду с возможной ядерной катастрофой главными угрозами существованию человечества. Достаточно сказать, что примерно те же проблемы примерно в то же историческое время волнуют другого известного британского фантаста Джона Браннера в романе «Всем стоять на Занзибаре» (1968). Произведение похожей направленности выходит в 1966 году и у известного американского фантаста Гарри Гаррисона, я имею в виду его роман с говорящим названием «Подвиньтесь! Подвиньтесь!».

Энтони Бёрджесс. Семя желания. – М.: Издательство АСТ, 2015. – 320 с. – (Эксклюзивная классика).
Энтони Бёрджесс. Семя желания. – М.: Издательство АСТ, 2015. – 320 с. – (Эксклюзивная классика).

Но вернёмся к Энтони Бёрджессу и его книге «Семя желания», рассказывающей о том, как ведут себя люди и власти в контексте наступившего истощения ресурсов и глобального перенаселения. В гипотетическом будущем Бёрджесса людей столько, что продовольствия на всех не хватает. В условиях, принуждающих к резкому ограничению потребления беззастенчиво, с извлечением максимальной пользы утилизируются трупы умерших, принимаются законы, стимулирующие бездетность (то, что сейчас называют чайлдфри, иными словами – богопротивный отказ от следования основополагающей библейской заповеди, гласящей: «Плодитесь и размножайтесь»), поощряются одиночество и гомосексуализм.

Дальше – больше…

Голод и хаос доводят людей до каннибализма, на который государство смотрит сквозь пальцы. Оно же санкционирует бессмысленные войны, единственной целью которых является уничтожение участвующих в них индивидуумов, чтобы в конечном счёте сократить численность населения. Кстати, военное ведомство в романе отправляет на фронт не самых лучших представителей населения, тем самым, как пишет Бёрджесс, «очищая» общество: «Головорезы, извращенцы, люди с жаждой смерти – таким в гражданском обществе не рады». Автор декларирует цикличность общественного развития, поэтому течением времени политика государства в романе трансформируется: к примеру, возвращается уважение к церкви и понимание необходимости человеческого воспроизводства… Но, поскольку обо всех вышеперечисленных вещах, хоть ужасных, хоть позитивных, Бёрджесс рассказывает в сатирическом ключе, уделяя немалое внимание описанию человеческих пороков и человеческой же глупости, то всё происходящее с главным героем романа Тристрамом Фоксом, разлучённого с женой Беатрис-Джоанной, выглядит фантасмагорически кошмарным (а для меня, начитавшегося самых разных антиутопий, малость скучным) сном. В дополнение к своим бедам (безвременная смерть сынишки, на службе обошли с давно ожидаемым повышением) Тристрам узнаёт, что любимая супруга ему не верна. Собственно, из-за легкомысленной страсти Беатрис-Джоанны к родному брату Тристрама и начались долгие злоключения героя. Забегая вперёд, скажу, что для супругов Фокс в этом романе всё закончится хорошо. Но не сразу.

#Бёрджесс #антиутопия #отзывы ВЛ #зарубежная фантастика