Найти в Дзене
Волшебная музыка

Дальнейшее развитие гармонического пения

Всем привет С вами Волшебная музыка 🤗✨ Как и обещала, вторая публикация. С конца XVIIl века вплоть до нашего времени, русская духовная музыка развивается в направлении все более серьезного и углубленного изучения древних мелодий и их гармонизации. Выдающиеся композиторы XVIIl - XX веков, прославившиеся в области духовной музыки, внесли каждый по мере своих сил и таланта неоценимый вклад в дело созидания нашей национальной русской музыки. Почин Бортнянского в переложении древней церковной мелодии не остался без внимания. Его последовательно развивали и углубляли такие видные русские композиторы, как протоиерей П. И. Турчанинов, А. Ф. Львов, М. И. Глинка, Г. Я. Ломакин, Н. И. Бахметьев, Г. Ф. Львовский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. Балакирев, А. А. Архангельский, С. В. Смоленский, А. Д. Кастальский, А. Т. Гречанинов, Вик. Калинников, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов и другие. О них более подробно мы ещё будем говорить в будущих публикациях. Преемник Бортнянского по дол
Оглавление

Всем привет

С вами Волшебная музыка 🤗✨

Как и обещала, вторая публикация.

С конца XVIIl века вплоть до нашего времени, русская духовная музыка развивается в направлении все более серьезного и углубленного изучения древних мелодий и их гармонизации. Выдающиеся композиторы XVIIl - XX веков, прославившиеся в области духовной музыки, внесли каждый по мере своих сил и таланта неоценимый вклад в дело созидания нашей национальной русской музыки.

Бортнянский Дмитрий Степанович
Бортнянский Дмитрий Степанович

Почин Бортнянского в переложении древней церковной мелодии не остался без внимания. Его последовательно развивали и углубляли такие видные русские композиторы, как протоиерей П. И. Турчанинов, А. Ф. Львов, М. И. Глинка, Г. Я. Ломакин, Н. И. Бахметьев, Г. Ф. Львовский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. Балакирев, А. А. Архангельский, С. В. Смоленский, А. Д. Кастальский, А. Т. Гречанинов, Вик. Калинников, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов и другие.

О них более подробно мы ещё будем говорить в будущих публикациях.

Федор Петрович Львов
Федор Петрович Львов

Преемник Бортнянского по должности директора Капеллы Ф. П. Львов был убежденным сторонником восстановления древнего пения, и по его инициативе был привлечен к этому делу протоиерей П. Турчанинов, весьма успешно выполнявший задачу гармонизации древних русских напевов. Учителем пения в Капеллу был приглашен М. И. Глинка, которого государь Николай l просил, чтобы он не делал из певчих «итальянцев», но Глинке не суждено было сделать для церковного пения то, что он сделал для светской музыки, и через два года он ушел из Капеллы.

Глинка Михаил Иванович
Глинка Михаил Иванович
Протоиерей Петр Иванович Турчанинов
Протоиерей Петр Иванович Турчанинов

Известно, что Капелла занимала исключительное положение как единственное учреждение, определявшее в известной степени характерный тип церковного пения всей России. Она, безусловно, являлась важнейшим образовательно-просветительским центром и готовила вполне профессиональных специалистов в области церковного пения. Более того, только Капелла занималась в то время изданием хоровой литературы.

Алексей Федорович Львов
Алексей Федорович Львов

Ф. П. Львов не был композитором и не мог направить дело церковного пения по какому-нибудь новому пути. С назначением нового директора Капеллы, его сына - А. Ф. Львова, этот новый путь определился. Но этот путь не был путем возвращения к русскому пению.

Подобно «итальянцу» Бортнянскому, Львов получил прозвище «немца» от таких русских деятелей, как Глинка, князь Одоевский и другие. Львов был выдающимся скрипачом-виртуозом и пользовался успехом в Европе и как композитор.

На русское церковное пение он смотрел глазами своего учителя-немца, т. е. с точки зрения немецкой гармонии. Но применить немецкую гармонию к русским церковным напевам не возможно, а поэтому Львов изменял подлинные напевы там, где они поддавались гармонии немецкого хорала. Его предложения были далеко не совершенны, и поэтому предавались забвению.

В начале XX века, наконец, выдвинулось несколько композиторов, которые ближе всех приблизились к целям, поставленным перед Церковным пением ещё в начале XIX века.

Эти цели:

1) уйти от итальянской и немецкой рутины, проникшей в наши церковные песнопения;

2) насколько возможно, приблизится к народному духу;

3) воскресить старину.

Настало пора настоящей художественной реставрации древних напевов. С этой задачей блестяще справились выдающиеся композиторы - Кастальский, Чесноков, Рахманинов, Гречанинов и другие.

Они внесли много нового в наше хоровое церковное пение и своими удачными, а иногда и чисто художественными переложениями и сочинениями выработали строго-церковный стиль гармонизации церковных песнопений.

Существенные признаки строго-церковного стиля это:

1) подлинная церковная мелодия древних распевов, в целости и неизменно по отношению к оригиналу, богослужебным нотным книгам, сохраняемая в одном из голосов, чаще всего в сопрано, как наиболее свободном и подвижном;

2) диалогический строй основной мелодии, исключающий всякий хроматизм при ее гармонизации как в ней самой, так и в сопровождающих ее в гармонии голосах;

3) самостоятельное ведение сопровождающих мелодию голосов в ритме и движении напева основной мелодии;

4) простейшие и, главным образом, трезвучные сочетания тонов звукоряда с их первыми и реже - в каденции, со вторыми их обращениями;

5) текст гармонических построений, наравне с мелодией, должен быть удерживаем без изменений, без повторений, с одновременным произношением его всеми участвующими в пении голосами.

(протоиерей В. Металлов)

Отвечая всем требованиям строгого стиля, произведения вышеупомянутых авторов дают нам гармонию простую, художественную, звучную, но не крикливую, приятно-мелодическую, но серьезную, без сентиментализма и пряностей; они позволяют надеяться на окончательное торжество нашего самостоятельного творчества в области церковной музыки.

«Так закончилось, - говорит С. В. Смоленский, - почти двухвековое шатание русской певческой мысли общим признанием глубочайшего содержания и высокой красоты наших древних церковных напевов».

А на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца.
Ставьте лайки 👍
Подписывайтесь на канал 🤗
Увидимся через неделю 😉
С вами была Волшебная музыка ✨

#историярусскоймузыки #гармоническоепение #волшебнаямузыка