Киноподборка: Cinema Novo, или Бразильская новая волна
Движение Cinema Novo зародилось в 1960 году в Бразилии. В 1954-м диктатор Варгас застрелился во время направленного против него, но неудавшегося военного переворота. Выбранный в 1950-х курс на политическую и культурную либерализацию был продолжен его преемниками. В то же время обанкротилась крупнейшая продюсерская компания Vera Cruz, которая делала для национального рынка шаблонную «голливудскую» продукцию. Возникший культурный вакуум заполнили молодые режиссеры, заряженные духом свободы и непримиримости по отношению к реальности.
«Погубленные жизни», Нелсон Перейра душ Сантуш
Картина рассказывает о трагедии умирающих от голода крестьян северо-востока Бразилии через частную историю семьи погонщика мулов.
Почему именно это кино: социальная драма, сделанная в традициях итальянского неореализма, нарочито простая и при этом лишенная дидактической интонации. Иногда кажущийся документальным наблюдением, этот фильм — первая фаза движения Cinema Novo.
«Ружья», Руй Герра
В крайне бедном районе на северо-востоке Бразилии группа солдат пытается удержать местное население от разворовывания запасов пищи. Фильм — победитель Берлинского кинофестиваля в 1964 году.
Почему именно это кино: переходный фильм между первой и второй фазой Cinema Novo, в котором уже есть политическая ярость, а также заметны сюжетные заимствования из американского вестерна.
«Бог и дьявол на земле солнца», Глаубер Роша
Крестьяне Мануэль и Роза, сбегая от нищеты, примыкают к проповеднику, но, отшатнувшись по причине его жестокости, присоединяются к отряду разбойников — кангасейру Кориско. Однако и здесь не находят счастья.
Почему именно это кино: Глаубер Роша для бразильской новой волны значит столько же, сколько Годар, Трюффо, Ромер для волны французской. От «Ружей» и «Погубленных жизней», при схожей тематике, эту картину отличает символистская условность.
«Макунайма», Жоаким Педру ди Андради
Макунайма — афроамериканец из Амазонии. После смерти матери он с двумя своими братьями едет в Рио-де-Жанейро. В пути с ним происходят большие чудеса. Встав под поток воды, он становится белокожим. Макунайма упивается своим новым цветом кожи, который меняет его жизнь и открывает двери разных карьерных возможностей в большом городе.
Почему именно это кино: что будет, если латиноамериканский магический реализм встретится с киноавангардом? Ответ — картина «Макунайма».
«Город Бога», Фернанду Мейреллиш, Катя Лунд
Парень по кличке Ракета, балансирующий между честной жизнью и мелкими правонарушениями, и его знакомый Дадинью, который с восьми лет начал карьеру гангстера, выживают как могут в так называемом Городе бога — трущобах Рио-де-Жанейро.
Почему именно это кино: этот фильм снят в 2002 году, он не относится к движению Cinema Novo по времени, но является его прямым наследником. Можно проследить его «родственную» связь с шокирующей феерией «Бог и дьявол на земле солнца» Глаубера Роша.
→ Присоединяйтесь к каналу школы «BBE: кино», чтобы больше узнавать про фильмы разных времен и культур.
#киноподборка_bbe