В конце последнего Ледникового периода 10 000 назад в Европе, а также в Северной и Центральной Азии паслись миллионы лошадей. Все они относились к одному виду – лошадь дикая. Табуны этих животных бродили по степям, ежегодно совершая миграции, преодолевая путь длиной в сотни километров. Изменение климата и вытеснение степей лесами сильно сократило численность животных - им не стало хватать пастбищ. Диких лошадей истребляли и первобытные охотники. В Европе дикая лошадь стала редкостью около 4000 лет назад. В начале 20-го века в дикой природе встречались два ее подвида – тарпан в России и лошадь Пржевальского в Монголии. В настоящее время лошадь Пржевальского является единственным существующим потомком диких лошадей, и ее геном не несет следов смешивания с домашними породами. Разделение этих двух линий лошадей произошло 40-70 тысяч лет назад.
Древние предки лошади появились в эпоху эоцена (около 60 миллионов лет назад). В период миоцена (23 – 5 миллионов лет назад) стало значительно холоднее и вместо болотистых непроходимых джунглей выросли широколиственные леса, раскинулись бескрайние степи и луга. Чтобы выжить всем ветвям лошади пришлось сменить свой рацион. Сочные плоды и побеги остались в прошлом. Их заменила сухая и жесткая трава. Критических похолоданий в истории Земли было несколько. Каждое из них кардинально изменяло флору и фауну. Особенно резким изменением климата и ландшафта подверглась Европа. Становившаяся все более суровой внешняя среда ускоряла эволюционный процесс животного и растительного мира. Именно поэтому в Европе сложился подвид настоящих лошадей, которые довольно сильно отличаются от других своих соседей по роду – зебр и ослов.
Первые лошади, родственники современных, появились на территории современной России около миллиона лет назад и наибольшего разнообразия в популяции достигли в Ледниковом периоде около 50 тысяч лет назад. Именно тогда на Урале процветала лошадь уральская – разновидность диких лошадей, близкая к лошади Пржевальского. Это было не большое животное, высотой 120 – 150 сантиметров в холке, с легким телом и тонкими ногами. С началом потепления климата уральская лошадь не нашла подходящих условий обитания и более 5000 лет назад вымерла, уступив место тарпану – другому виду диких лошадей, истребленных на Урале в 18 столетии. Одновременно с уральской лошадью в степях Южного Урала обитала широкополая лошадь. Это было крупное животное, высотой 135 – 153 сантиметра в холке, с широкими копытами и толстыми, крепкими ногами. Данный вид вымер задолго до исчезновения уральской лошади, будучи также вытеснен тарпаном. Единственным видом, уцелевшим с той далекой эпохи, является лошадь Пржевальского. Этот низкорослый, до 120 – 130 сантиметров в холке, вид слабо известен в ископаемом состоянии, хотя, как считается, он является современником широкополой и уральской лошадей. На Крайнем Севере дикие лошади сохранились значительно дольше, чем полагали еще недавно. Так, по радиоуглеродным данным наиболее поздние даты костных останков лошадей составляют 2200 лет (остров Большой Ляховский) и всего лишь одна тысяча лет в устье реки Колыма.
Первобытные лошади, жившие 10 – 11 тысяч лет назад мало отличаются от современных лошадей. В конце концов, почти всех диких лошадей истребили первобытные охотники. Оставшиеся дикие особи различных видов стали объектом одомашнивания. Многочисленные костные останки диких лошадей (более ста фрагментов) я находил на выявленной мною стоянке первобытных людей в окрестностях поселка Мирный. По определению ведущего палеонтолога Урала П.А. Косинцева из г. Екатеринбурга их возраст составляет от 20 000 лет и старше. Находил я костные останки лошадей (в том числе и зубы) на семи поселениях древних южноуральцев, выявленных мною на территории Красноармейского района. Но если Худяковское, Ильинское и Черкасовское поселение-1 датируются эпохой расцвета бронзового века (примерно 3500 лет), то возраст поселения Черкасово-2 ориентировочно составляет 5000 лет. И если в период бронзового века процесс одомашнивания дикой лошади на Южном Урале можно считать состоявшимся, то в конце меднокаменного века он остается под большим вопросом. Скорее всего, первобытные охотники поселения Черкасово-2 использовали лошадь как промысловую дичь, а не вспомогательное средство существования родовой общины.
На территории Красноармейского района находки костных останков дикой лошади документально подтверждены в тринадцати случаях. В 1965 году жители села Миасского при рытье колодца на улице Советская (около Зеленого магазина) на глубине 13 метров обнаружили кости дикой лошади. В 1975 году ученик Миасской средней школы С. Блинов обнаружил кости дикой лошади на правом берегу реки около моста. В 2014 году кости дикой лошади были найдены при производстве земляных работ также у моста, но уже на противоположном берегу реки. В условиях залегания в песчаном грунте кости кальцинировались и окаменели. По причине прекрасной сохранности данных костей П.А. Косинцев попросил меня передать останки лошади институту экологии растений и животных г. Екатеринбурга, что мною было выполнено. В том же году я стал очевидцем находки кости дикой лошади В.И. Юриным на берегу реки Теча в окрестностях села Бродокалмак. Всего мною на территории Красноармейского района выявлено девять местонахождений костных останков дикой лошади.