Найти тему

Шахматы и Математика.

Шахматы существует уже сотни лет. Каждый день в эту увлекательную настольную игру погружены миллионы людей по всему миру. Сегодня мы расскажем вам о связи этой древней игры с не менее древней наукой – математикой.

Что требуется для игры в шахматы? Концентрация, планирование, терпение, знание правил игры и т.д. Игра в шахматы улучшает внутренний контроль, вашу память и другие виды исполнительных функций, а также повышает уровень вашего интеллекта и развивает способность быстрого нахождения решения определенной проблемы, что как раз очень важно в математике.

Взаимосвязь между шахматами и математикой:

  1. Анализ позиций в шахматах имеет много общего с математическими задачами.
  2. В шахматах присутствуют система координат и геометрические понятия (строки, диагонали).
  3. Шахматы требуют постоянного расчета.
  4. Шахматы, как и математика, развивают зрительную память и пространственное мышление.
  5. Шахматы и математика развивают способность прогнозировать и предвидеть последствия.

Заключительный этап шахматной партии очень важен. Здесь включается геометрия, так как она играет очень важную роль. Даже в средние века хорошие шахматисты использовали простые геометрические правила, чтобы простым взглядом на шахматную доску определить, каким будет результат встречи. В качестве примера можно рассказать о знаменитом “правиле квадрата” (рис. 1).

-2

На этом рисунке мы можем оценить, что у белого игрока есть король и пешка против короля. Правило квадрата сделано для того, чтобы знать, сможет ли черный король остановить пройденную пешку или эта пешка продвинется вперед. Таким образом, шахматные мастера, рисуя простой мысленный квадрат на доске, знают результат игры без необходимости рассчитывать ход за ходом.

В эпоху Возрождения популярность шахмат в Европе росла в геометрической прогрессии. Были созданы различные шахматные школы, и деятели и ученые той эпохи начали интересоваться этой игрой. Этот рост побудил многих математиков решать математические задачи за доской.

Предложенная Максом Беззелем в Германии в 1848 году головоломка "Восемь ферзей" (рис. 2) представляет собой задачу размещения восьми шахматных ферзей на шахматной доске 8 × 8 таким образом, чтобы никакие две королевы не угрожали друг другу.

Эта проблема была обобщена на шахматную доску NxN. Правильное решение было найдено в 1972 году с помощью компьютеров и обратного отслеживания; всего было найдено 92 решения, из которых 12 являются линейно независимыми.
Эта проблема была обобщена на шахматную доску NxN. Правильное решение было найдено в 1972 году с помощью компьютеров и обратного отслеживания; всего было найдено 92 решения, из которых 12 являются линейно независимыми.

Шахматы как инструмент образования. Этой статьей мы ответили на вопрос: «Может ли игра в шахматы улучшить результаты по математике и наоборот». Определенно может!

Понравилась статья? Заходите на наш сайт, там вы сможете найти много чего полезного и интересного не только по математике, но и по информатике и физике.